В частности к Максу Васильеву и Сергею Семакину. И ко всем другим, кто может посоветовать дельные вещи.
Купил новый байк: http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=44384
"Живые" фотки на моем блоге: http://manonbatteries.wordpress.com/2010/12/12/%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%...
Планирую использовать его как универсальный, т.е. для шоссе (марафонов) и хорошо укатанных грунтовых дорог (леса и поля). Для этого решил "трансформировать" его: кое-что добавить, кое-что заменить. И здесь накопились вопросы, на которые могут ответить только веломарафонцы, хорошо разбирающиеся в компонентах и "вообще"!
Начну с первого: тормоза. На байке они начального уровня! Их решил менять. На ХТ-шные (http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=20678). Вопрос в следующем: если заменить только тормоза, оставив тормозные ручки те же, которые и стояли (Shimano BL-M421)? Как это повлияет на конечный результат: качественное торможение?
Передний переключатель (Shimano FD-R773 Clamp, 34.9mm ). Стоит ли менять его на ультегровский? Не знаете, чем они друг от друга отличаются? Почувствуется ли эта разница?
Покрышки.
Планирую использовать велосипед с двумя комплектами колес: "стандартные" (те, которые шли вместе с байком) с ультегровскими втулками для шоссе и Shimano R500 для лесов и полей. И вопрос с покрышками занимает одно из первых мест по важности.
Во-первых, Schwalbe Kojak (обзорчик: http://road.cc/content/review/28317-schwalbe-kojak-700x35c-tyre), хоть и понравились мне чисто визуально (да и ширина в 35мм оказалась не столь "широкой", как я поначалу думал), но использовать из-за недостаточной (судя по обзорам) устойчивости к проколам на марафонах не рискну. Решил заменить их на Schwalbe Marathon Racer (http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=24795), но не знаю, какой ширины их будет оптимальнее взять для марафонов на наших дорогах: 30 или 35 мм? Что посоветуете? Или может быть рассмотреть аналоги?
Что касается грунта: здесь мне приглянулись циклокроссовские покрышки фирмы Vittoria: Cross XG Pro (http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=58646) и Cross XM Pro (http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=58640), обе шириной 34мм.
Но не понятно, чем они друг от друга отличаются (кроме протектора) и для каких условий лучше использовать версии с аббревиатурой XG а для каких - ХМ? Что думаете по этому поводу?
Грипсы. Для длительных поездок использование эргономичных (а-ля Ergon) грипсов - это "must have"? Установленные на байке родные кьюбовские очень понравились: превосходная "схватываемость" (не думаю, что там рука может проскальзывать), очень плотная облигаемость руля (исключена вероятность прокрутки) говорит об их высоком качестве. Но не знаю, как поведут себя руки после 200-го 300-го 400-го и т.д. километров. Стоит ли брать эргономичные (http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=34740)?
Что еще будет установлено на байк (и что, не вызывает вопросов): кьюбовские фирменные рога, велокомп (кстати, заметил, что на своем беспроводном навороченном VDO пользуюсь только 3-5 функциями, поэтому велокомп нужен качественный, стильный, но с минимум функций (!) и беспроводной - что оказалось не так просто найти!.. выбор пал на
Velomann 10), ну и т.п.
Слабым местом здесь являются обода Alex EN24 V-Brake:
http://forum.velomania.ru/showthread.php?t=63345&page=159
и я бы смотрел в сторону вилсетов с дисковыми тормозами, но к сожалению крепления под дисковый тормоз отсутствуют.
Интересны манетки Shimano SL-R770 Flat Handlebar совместимые с шоссейными группами. При необходимости можно поставить шоссейный руль, заменив ручки на шоссейные.
Покрышки - это скорее расходный материал и стоит думать о замене по мере их износа. По укатанным тропинкам и асфальту достаточно сликов, а указанные циклокроссовые предназначены для того, чтобы "месить грязь". Но вот по песчаным укатанным тропинкам коих много в нашей местности важна ширина, поэтому, интересно, какова максимальная ширина для этой рамы?
Да, и грипсы - по отзывам, эргономичные хорошо спасают руки от вибрации (и имеет смысл взять их сразу с рожками в комплекте - они будут выглядеть одним целым), но моё мнение - лучше всего от этого помогает шоссейная посадка ;)
Да, и определись с диаметром покрышек - судя по спецификации обода 26", а покрышки ты указываешь на 28".
Назначение - желания понятны.
Но на марафоны я бы на нем не поехал. Посадка все же будет нешоссейная, сопротивление воздуха всегда будет больше, и хватов на плоском руле даже с рогами будет недостаточно.
Для укатанных грунтовок - тоже вряд ли. На МТБ удобнее, мало ли, выедешь не на отличные укатанные участки, на гребенку, на песок.
Будет хорошо на нестандартном марафоне по смешанному покрытию - асфальт-грейдер, типа нашего Чепецкого (Чепецк-Глазов), при условии, что поставишь максимально широкие, но легкие шины, можно и циклокроссовые, но с неагрессивным протектором, чтобы по асфальту не тормозили.
Скоростной сити-байк, вечерний фитнесс с перемычками грунта между кусками асфальта - вот это то, что надо. Жесткий, легкий, быстрый, приемистый, посадка достаточно высокая для обзора.
Тормоза. Думаю, сразу менять смысла нет. Ну, поставишь на 20 г легче, невелика важность. Разве что по концептуальным соображениям. Если торможение будет устраивать, я бы оставил. Ручки, мне кажется, еще менее важны. Если не гнутся, нормально работают, то менять смысла нет.
Передний переклюк - четко в концепции и нормального уровня - http://www.bike24.com/p26034.html. Не вижу смысла менять.
Два комплекта колес.
Если хочется иметь одни для грунта и расколбаса, а одни для марафонов, я бы стоковые оставил для использования в первом случае, а для второго приобрел бы более приличный, чем R500, шоссейный вилсет на промах. Фулкрум, Мавик, Истон. С меньшим кол-вом спиц и более легкие.
Покрышки. Вот по назначению и ставить. На шоссе и марафоны - обычные хорошие шоссейные, на 23мм, на грунты и убивание - циклокроссовые, максимально широкие и не сильно злые. Michelin Cyclo Cross Jet S хорошо себя зарекомендовали. Еще бы чуть шире... Может, как раз Виттория подойдет.
Грипсы. Я бы поездил на родных. Если будет плохо, тогда и менять.
Ну и однозначно - подседельник, руль, рога надо ставить карбон. И легче, и полезнее на любом покрытии.
Спасибо за скорые ответы.
Уже можно выделить кое-что общее: колеса и "шоссейная посадка - всех оптимальнее".
Теперь отвечу в порядке поступления ответов.
Andrey, обода у меня на 28". Ответ на веломании датирован 2009 годом и относится, как я понял, к горным байкам. Более того, на моем шоссере на "комплектных" колесах были установлены обода Alex EN16. За 3 года эксплуатации агрессивной езды по нашим дорогам (с заездом в колдобины, езды по щебенке, "взрывному" асфальту) никаких серьезных восьмерок, проблем со спицами не наблюдалось. (Но то, что они хреново катят - тут не поспоришь - с горок не крутя педали сразу начинал отставать). Поэтому, учитывая, что Alex EN24 версия более качественная, можно сделать вывод, что с прочностью проблем быть не должно. Разумеется, поездки скажут сами за себя. В любом случае - на замену колес я нацелен.
Сергей Семакин. Все что я хотел услышать (и даже не хотел!).
На счет тормозов - так и сделаю. Посмотрю, как проявят себя установленные. Так же поступлю и с грипсами.
Информация на счет переднего переключателя оказалась приятной новостью! Заморачиваться на счет него однозначно не буду.
Совет с колесами тоже приму к сведению. Andrey на марафонах "рекламировал" мне Mavic-овские колеса. Да, можно сказать, я сам был свидетелем качества колес этой фирмы, когда у него после въездов в конкретные ямы абсолютно никаких повреждений не наблюдалось! Думаю, серия Mavic Aksium как раз подойдет мне. И именно эти колеса будут использоваться для шоссе. Тогда как установленные на байке будут использоваться для грунтов.
Теперь на счет "проф.пригодности" байка. (Как раз это и есть "корень" темы, из-за чего я отталкиваюсь на счет "трансформации").
Здесь я смотрю совершенно с другой точки зрения.
Данный "форм-фактор" я выбирал целенаправленно. Сейчас нет возможности иметь несколько хороших велосипедов под каждую конкретную покатушку. Но хотелось что-то качественное, легкое на подъем с хорошей динамикой, способное развивать высокую скорость. И главное - с комфортной посадкой! Под свой стиль езды. Глядя на веломарафонцев из нашего велоклуба (Александра (которого вы все прекрасно знаете), Романа, Бориса), которые успешно (и в числе первых!) выполняют супер-рандоннеров на ригидах и шоссейных гибридах. (Борис с Романов в прошедшем сезоне вообще выехали 300-ку засветло, к тому же большим запасом до темноты). В общем, я уверен, что и с марафонами проблем не будет. На шоссейнике я использую в основном 3 хвата (самый низкий хват /4-й/, если сказать на чистоту - используется очень ограниченное время и то против сильного встречного ветра), на гибриде сделать себе 3 хвата свободно можно.
Посадку я уже примерял - она очень близка к шоссейной, оставляя при этом чувство комфорта (а то, что пальцы лежат на тормозах - еще и чувство уверенности в успешном маневрировании). А теперь, когда я выбрал правильную ростовку рамы, думаю, что исключу и проблемы с шеей.
Что касается грунтов, здесь планирую катать как на циклокроссе (при соответствующей резине). Ультегра - это профессиональный спортивный уровень! По камням, серьезным ухабам, даунхилить не планирую.. Но по лесным, сельским дорогам - только мчаться как ураган.
В общем - концепция именно такая.
Здесь я все время вспоминаю одну "историю" с 400-го веломарафона 2009 года. Ночь. Позади порядка 300-т километров. Только что проехали участок нового, очень хорошего асфальта. Как начался в хлам разбитый, словно там танковая дивизия "маршировала": грунт с конкретной щебенкой, разбитый кое-где проглядывающий асфальт, ямы. В свете своей фары толком не разобрать где едешь. Ехал я, Alex, Борис, Соловьев Александр.. может быть кто-то еще.. Борис - на ригиде. Alex - на кьюбовском шоссейном гибриде (с большей заменой всех узлов и частей на более качественные) и на швальбовской "марафонской" резине. И этот момент помню до сих пор: я на своем шоссейнике при всем желании не мог держаться за этой компанией. Они просто проскочили этот участок.
И потому и не могу решить, какую резину ставить для шоссе.. С одной стороны, участков ТАКИХ мало. И мои любимые максиссовские "Re-fuse" миллиметров на 25 самое то.. С другой: так ли уж велика разница между 23 мм и, например, 30мм? Где будет больше комфорта.
Скорее всего, с покрышками для шоссе решу интуитивно, когда буду делать заказ.
А вот для грунтов хочу обдумать все заранее. Michelin Cyclo Cross Jet S по отзывам - очень хороший выбор. Но 30мм - для меня это узко. Посмотрел, какие покрышки ставят на хорошие циклокроссы: часто встречаются "Schwalbe Rocket Ron 35C" и те же "Vittoria Cross XG Pro".
В общем, пока не знаю, что выбрать. Диапазон только знаю: 34-35мм.
Карбоновый апгрейд конечно - супер. Но на фирменные пока не готов тратиться. Если брать китайские карбоновые подседельник, руль, рога, вынос (?) - то здесь у меня реальные опасения на счет качества.
Установленные вынос и руль - высокого уровня:
- руль (http://www.syntace.com/index.cfm?pid=3&pk=1814) - 224 гр;
- вынос (http://www.syntace.com/index.cfm?pid=3&pk=1706#) - 143 гр.
Alex говорил, что у него вел (шоссейный гибрид на алюминевой кьюбовской раме) весит чуть меньше 8кг.. В общем, есть куда развернуться.
Мой сейчас весит - 9,54кг (по "паспортным" данным). Думаю, что с рогами, флягодержателями и педалями ("кранки") будет все 10.
Таким образом, благодаря ответам Сергея и Андрея кучу вопросов я скинул до реальных тест-драйвов. Остались покрышки.
Роман на своем ригиде идет в очень низкой посадке. Мало отличимо от шоссейной ниже верхней, мне кажется. У него райзер вниз головой установлен. Хороший шоссейный вилсет. Рама только МТБ, но эту мелочь он переваривает легко.
А вообще, от велосипедистов больше зависит, чем от велосипедов. Сильны товарищи, потому и в первых рядах и засветло. При этом, думаю, на шоссерах было бы еще на полчасика быстрее.
Плохой участок - скорее всего, не велосипеда не хватило, а освещения и сил.
Другое дело, что шоссейные шины на 23 легко пробить в таких условиях. Для уверенной езды тут надо что-то более широкое и удароустойчивое. Вот как раз тот же Швальбе Марафон.
Хотя, я помню, у Василича были с ним как-то проблемы.
Michelin Cyclo Cross Jet S 30мм - профиль поперечного сечения близок к П-образному. Поэтому беговая дорожка шириной как на шинах шириной 35мм с круглым сечением. И очень легкие. Максиму на одном из Чепецких марафонов очень понравились эти шины на грейдере с достаточно глубокой и гребенчатой ПГС. Я-то бы провалился со своим весом, конечно.
Китайский карбон - я свои опасения развеял. Т.к. фреймсет на шоссере у меня такой. Сейчас еще и подседельник 200г добавился. Плюс смесь с карбоновым Истоном в палках на шоссере и МТБ.
Но вес у syntace хороший, правда.
За Алексом гнаться - без штанов останешься :). Но перенимать лучшее из его экспериментов, тестов, новинок надо, конечно.
Покрышки - может быть, иметь две пары для марафонов. Одни на гарантированно хороший асфальт, другие - на остальной.
а я вот сезон на 20мм покрышках откатал и по любому расколбасу и по обочине хорошо ехали т.к. те же 9 бар на 20 гораздо мягче ощущаются чем на 23 (и ещё подкачать хочется). Одно но - легко режутся боковые стенки, вот и на 1200 слетел по неосторожности на обочину ночью и остался без покрышки. Где бы вот найти 20 с прочными стенками для наших дорог?
Включил себе в заказ 23 мм Re-fuse для шоссе. Будут они и Kojaks (посмотрим, как они себя покажут). Таким образом, будут 2 пары для шоссе.
Для грунта почитаю еще обзоры. Швальбе приходится исключать - на их сайте есть удобная табличка с данными: "сцепляемость - защита - роллинг ресистанс..". Защита у Рокет Рон-ов и Рейсинг Ральфов (версии, которые есть в наличии на Чейне) имеют 2 из 5 по защите от проколов. А для меня это основополагающий фактор. Хотя что думаете на счет
Schwalbe Marathon Extreme DD: (http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=45468)? Весит 560 гр, правда. ))
Мишлен или Виттория. О последней пока не нашел хоть какую-нибудь обзорную инфу. Но есть какое-то внутренее желание ее купить. =) Возьму наверное одну версию с аббревиатурой XM, другую с XG..
Continental Cyclo X Speed
http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=39398
http://www.conti-tyres.co.uk/conticycle/ti%20cyclocrossspeed_cl.shtml
Легкая достаточно. Рисунок мелкий.По асфальту должна катить, если на нем окажешься. И более-менее по ширине для грунта подходит.
Если найдется шина шириной 42, и если она влазит в раму и вилку, то вообще был бы хороший вариант для грунтов. Но минус - нескладная в размере 42.
Виттории обе представляются мне слишком злыми для обычной жизни. С другой стороны, если намерен лезть в грязь, на сырую траву, да еще и на гоночной трассе, то чем злее, тем лучше.
Как раз в конкретную грязь лесть однозначно не планирую. Только по сухому грунту (может быть какие-нибудь мелкие участки, не высохшие после дождя, скоротечные участки с песком.. в основном как здесь: http://www.youtube.com/watch?v=88hbH72_iQc, плюс участки с мелкой и средней щебенкой, но в основном укатанный грунт). Дороги через поля, леса. Асфальт, разумеется, будет однозначно (процентов 30-35).
Continental Cyclo X Speed понравились (как раз, что и по асфальту покатят). Сергей, как думаешь, на сколько существенен минус не-фолдинговых 42-шек? Фолдинговые мне нравятся тем, что их легче одевать и, я так думаю, защита от проколов должна быть выше..? По сравнению с 42мм wire.
Измерю расстояние, узнаю, покрышки какой максимальной ширины влезут. Если не влезут, пожалуй, не буду думать и возьму 35мм.
Вот интересное описание позиционирования покрышек: http://www.conti-online.com/generator/www/de/en/continental/bicycle/them...
"Cyclocross Speed - For hard and frozen soil." Т.е.: для жесткого и мерзлого грунта.. Наличие "diamond-coated centre section" (алмазного покрытия в центральной части") должно способствовать повышению анти-прокольных свойств.
только, собственно, в материале корда. Разницы в антипрокольности нет. Вес у складных немного меньше, т.к. кевларовый шнур легче тросика. Соответственно, легче и байк, и управление, и скорости выше. У меня со временем ни одной шины с жестким кордом не осталось, кроме как на МТБ-туринге, где эти факторы значения не имеют.
Хотя, и это мне ясно, тут больше психологический фактор, чем реальная и ощутимая разница в функциональности.
diamond-coated - думаю, дословный перевод здесь неправильно отражает суть. Скорее всего, имеется в виду, что центральная секция покрыта резиновыми микрошипами, имеющими форму алмаза. Будет цепляться за шероховатости дорожного покрытия лучше, качению из-за микрорисунка протектора тоже мешать ничто не должно, а вот на антипрокольность эти "алмазы" вряд ли могут чем-то повлиять.
Назначение - для твердого грунта - понятно и из картинки. А вот то, что для замороженного, это плюс. Резина, значит, достаточно мягкая, недубеющая на холоде. Можно предположить, на асфальте будет подвержена более быстрому износу, зато более цепкая. А на грунтах об износе можно не беспокоиться.
Вообще, судя по весу, да и по отсутствию указания в описании, никакого специального антипрокольного слоя нет. Шины, скорее, гоночные, чем треккинговые. Зато 180 tpi. Такое плотное плетение хоть немного, но препятствует прониканию острых предметов.
Понял, что покрышки Vittoria (и некоторые другие, предназначенные для циклокросса) - могут не подходить моим целям. Т.к. они - узкоспециализированные. И, как мне ответил Andrey, материал компаунда может абсолютно не подходить для, например, асфальта: будет быстро истираться, и, думаю, само передвижение по нему может некуда негодиться.
Решил взять подсказанные Сергеем - Continental Cyclo X Speed. Фолдинговые 35мм. Реально мне понравились (именно после них Виттория "поблекла"). Плюс нормальная цена. Плюс легкость и скорость, которые как раз мне и нужны. Думаю, для покатушек, где 70% грунт и 30% асфальт (основной упор - именно на грунт!) - они будут оптимальны. Как поведут себя на асфальте, как покажут себя на траве, как "вообще" - буду наблюдать на собственном опыте.
(С переводом "diamond-coated centre section" действительно я ошибся - форма "шипов" именно такая).
Заказ сформирован.