Вы здесь

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5, DOT 5.1, классификация, характеристики, взаимозаменяемость, область применения

Оригинал статьи и её самая свежая версия на сайте велоклуба «Сотня»: http://velo100.ru/technics/dot_3_5_5.1

© 2007 — первая версия статьи
© ноябрь 2008 — дополнения
© февраль 2014 — дополнения и уточнения, обновлены иллюстрации и добавлены новые

Тормозные жидкости DOT

В большинстве современных велосипедных и автомобильных гидравлических тормозов сейчас применяется тормозная жидкость маркировки DOT различных классов. Исключение составляют разве что гидравлические тормоза фирм Shimano и Tektro, где в качестве жидкости используется минеральное масло собственной марки, а так же некоторые спортивные модели мотоциклов и автомобилей.

Само обозначение DOT - сокращение от United States Department of Transportation (USDOT или просто DOT): Департамент транспорта США, занимающееся вопросами безопасности транспорта. Именно этот департамент разработал спецификацию минимальных требований к характерисикам тормозных жидкостей и разбил их на классы в своём стандарте FMVSS №116. Классы эти и получили название и маркировку по родившему их департаменту и поскольку документ этот с технической точки зрения не противоречил здравому смыслу (что само по себе нонсенс, учитывая что речь идёт о США), то он успешно был подхвачен мировым сообществом для классификации тормозных жидкостей.

Обозначение

Стандарт обозначает классы тормозной жидкости как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако на отечественном рынке можно встретить так же тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Последний скорее всего является тем же самым, что и DOT 4.5 и оба не классифицируются американским стандартом. Маркировка тормозной жидкости DOT 5.1 не имеет никакого отношения к марке DOT 5 и это является исключением из здравого смысла американцев, в который мы по наивности поверили вначале, в рамках стандарта.

Состав

В качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.

Некоторые производители используют в качестве основы для производства DOT 3 (а возможно и других марок) полиалкиленгликоль. Информации по несовместимости жидкостей на основе полиэтиленгликоля и полиалкиленгликоля нигде не удалось найти, а знание химии в первом приближении позволяет заявить, что такая смесь будет работать не хуже чем исходные компоненты.

Так же отдельно надо упомянуть что некоторые тормозные жидкости расчитаны на работу в тормозных системах автомобилей с АБС (антиблокировочная система), чаще всего они имеют маркировку в которой добавлено обозначение «ABS», например DOT 5.1/ABS либо это указывается отдельно на упаковке. 

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с  DOT 5.1/ABS, потому как эти жидкости имеют слегка разный химический состав добавок для снижения аэрации (предотвращения образования пузырьков) в системе АБС и нет гарантии, что в результате у вас будет стабильная по химическим и физическим показателям жидкость в тормозной системе.

Если у вас автомобиль с АБС, то использовать DOT не расчитаный на АБС или даже просто доливать его в другой DOT для АБС нельзя, что и так понятно. Если мы говорим о велосипеде и гидравлических велосипедных тормозах, то можно использовать любой DOT, расчитаный на АБС или нет, желательно не смешивая их.

При смешивании жидкостей на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1) с жидкостью DOT 5 на силиконовой основе происходит химическая реакция, в результате которой получается состав не отвечающий никаким требованиям тормозной жидкости и являющийся агрессивным по отношению к метериалу уплотнителей.

Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя!

Полная замена гликолевой тормозной жидкости на силиконовую возможна (DOT 3, 4, 5.1 на DOT 5), но для этого требуется предварительно прочистить и тщательно просушить всю тормозную систему от старой тормозной жидкости. При этом нет никакой гарантии, что материал уплотнителей тормозной системы окажется стойким к силиконовой жидкости, хотя шансы повреждения уплотнителей именно силиконовой жидкостью достаточно малы, т.к. жидкость на основе силикона не так агрессивна как DOT на гликолевой основе. Приемущества такой замены, в случае велосипеда крайне неочевидны.

Замена силиконовой тормозной жидкости на гликолевую практически не возможна (DOT 5 на DOT 3, 4 или 5.1), сколько бы вы не промывали всю систему предварительно, потому что гликолевый DOT весьма агрессивен и если элементы тормозной системы не были изначально предназначены для него, то скорее всего произойдёт разрушение уплотнителей тормозной системы.

Температура кипения

Тормозная жидкость — основной передаточный элемент механизма гидравлических тормозов, отвечающий за передачу усилия от тормозной ручки к тормозным колодкам. Как известно из курса физики, жидкость практически не сжимаема по сравнению с газом, а следовательно всё усилие рукоятки полностью передаётся на тормозные колодки. Трение тормозных колодок о диски (роторы) и является той самой механической силой, поглощяющей кинетическую энергию движения велосипеда (машины, мотоцикла, болида формулы-1) а проще говоря, останавливает его. Но по закону сохранения, никакая энергия не пропадает бесследно и энергия движения в тормозах преобразуется трением в обычное тепло, нагревая колодки и ротор. Нагреваясь, жидкость закипает образуя пузыри пара, которые как и любые газы, подвержены сильному сжатию. Сжимаясь, газ препятствует передаче тормозного усилия и тормоза по просту перестают эффективно работать.

Температура кипения классов тормозной жидкости, в соответствии со стандартом, представлена на следующем графике:

Тут надо отметить, что это минимальная температура кипения для тормозных жидкостей, определяемая стандартом, т.е. в реальности она может быть даже выше, например отдельно взятый образец DOT4 может иметь температуру кипения около 280 °C, главное что бы бы она была не ниже 230 °C

Все гликолевые тормозные жидкости гигроскопичны и со временем эксплуатации жидкость поглащает влагу из воздуха, с которым входит в контакт. Значение «новой» тормозной жидкости на графике сотвествует её нормальному обезвоженному состоянию, в котором она бывает сразу после покупки, а «старой» она становиться после того, как поглотит 3,7% воды. Поскольку стандарт не знает такого класса как DOT 4.5 или DOT 4+ (на графике зелёным), то изучение надписей на коробках и ассортимента продаваемой продукции показало, что это тот же DOT 4, с присадками позволяющими повысить некоторые характеристики, в том числе и температуру кипения. На самом деле кривая температуры кипения DOT 4.5 может распологаться во всём диапазоне пространства от DOT 4 до DOT 5, в зависимости от того, что туда напихал производитель.

Стандарт не разделяет требования по температуре кипения для силиконовой 5 и гликолевой 5.1 жидкостям, но сама по себе силиконовая жидкость DOT 5 менее гигроскопична, что на графике условно отображено розовой кривой, которая в первое время заметно медленнее набирает влагу и снижает температуру кипения чем рыжая кривая для DOT 5.1

Срок службы

Срок эксплуатации, в течении которого жидкость набирает влагу и становитсья старой для DOT 3 и DOT 4 составляет 2-3 года при эксплуатации в автомобиле, в велосипеде этот срок видимо будет значительно дольше. DOT 5.1 более гигроскопична, но может содержать гораздо большее количество присадок повышающих температуру кипения и связывающих воду, поэтому срок службы её в автомобиле может достигать 3-4 лет, т.е. на средний срок службы самого велосипеда её вполне может хватить и целиком.

Силиконовая жидкость DOT 5 вообще слабогигроскопична и срок службы её может достигать до 10-15 лет (в велосипеде), но она имеет ряд других проблем, в частности высокая степень аэрации вследствии высокого показателя расворимости воздуха и как результат DOT 5 запрещена к применению в машинах с антиблокировочной системой (ABS), но к счастью велосипедов это не касается.

Применение

Но давайте теперь слегка поразмыслим головой, на предмет того, что же нам надо. Первая же мысль, посещающая голову при прочтении характеристик температуры кипения тормозных жидкостей вопиюще вопрошает о том, возможно ли вообще нагреть тормозную жидкость в системе хотя бы до 150 °C, если речь изначально идёт о велосипеде? Воображение рисует бешеного даунхильщика, несущегося на зажатых тормозах с самой вершины Эвереста до самых его подножий. Видеть тормозные роторы, нагретые до температуры при которой прикосаться к ним уже нельзя мне приходилось, но возможность вскипятить саму жидкость мне лично представляется маловероятным. Хотя например для автомобилей и мотоциклов спортивного плана — это очень важная характеристика. 

Поэтому оставим характеристики кипения мотогонщикам и стритрейсерам, а остановим внимание лишь на том, что тормозная жидкость DOT 5.1 обладает большим набором присадок связывающих воду, а значит обладает большей антикорозионной защитой, значительно продлевающей срок службы всей тормозной системы.

Что происходит, когда жидкость становится «старой» и сырой? Кроме температуры кипения, которая нам не так сильно важна на самом деле, меняются и её другие характеристики, например ухудшаются смазывающие свойства тормозной жидкости, что приводит к более значительному износу цилиндров калипера тормозной системы, которые выталкивают тормозные колодки и прижимают их к ротору. Если цилиндры (поршни) калипера (калипер - тормозная машинка, которая колодками зажимает ротор) будут двигаться с заеданием или просто не равномерно, то колодки могут не разжиматься полностью и затирать ротор, мешая колесу свободно крутиться и изнашивая сам ротор.

Когда производить замену тормозной жидкости

Самый оптимальный показатель — это конечно менять DOT по влажности. Однако измерить влажность тормозной жидкости не всегда можно в гаражных условиях. Есть в продаже портативные измерители  влажности DOT (размером не больше маркера), которым достаточно совсем чуть-чуть жидкости что бы определить её влажность. Стоимость таких приборов для контроля состояния DOT только в одном автомобиле достаточно высока, поэтому часто такие влагомеры можно встретить в сервисах. 

Если же у вас такой прибор, то ориентируйтесь по значению влажности из графика:
состояние тормозной жидкости DOT от влажности

Если же нет, то меняйте раз 2-3 года. В велосипедных тормозах общее количество тормозной жидкости слишком мало, что бы измерить её влажность для контроля, поэтому меняйте жидкость в полном объёме профилактически, хотя бы раз в 3-4 года, если нет других проблем. Если же чувствуете что тормоза стали работать более туго или хуже разжимаются колодки после отпускания тормоза, или если при торможении ручка тормоза стала ощутимо проваливаться и появился слишком большой свободный ход, то меняйте тормозную жидкость и прокачивайте тормоза не дожидаясь срока.

Вязкость

Ещё одна характеристика, пожалуй самая важная для нас, отвечающая за качество работы тормозов — это вязкость тормозной жидкости. Чем меньше вязкость, тем более быстро и точно передаётся тормозное усилие и тормоза более адекватно реагируют.

Вязкость тормозных жидкостей представлена на следующем графике:

Стандарт определяет максимальную кинематическую вязкость для классов, т.е. в реальности она должна быть ниже или хотя бы не выше.

Опять же нельзя чётко обозначить значение вязкости DOT 4.5, поскольку в реальности оно колеблется от 1800 до 1200. Самая низкая вязкость у тормозных жидкостей DOT 5 и DOT 5.1, что делает их любимыми среди гонщиков всех колёсных агрегатов, оборудованных дисковыми тормозами. Низкая вязкость и как следствие высокая капиллярность не только способствуют более идеальной работе тормозов, но и более лёгкому процессу прокачки тормозной системы.

Кажущийся на первый взгляд казус, что более дорогой DOT 4 обладает худшей текучестью, чем DOT 3 на самом деле объясняется очень просто. Повышенная вязкость DOT 4 по сравнению с DOT 3 вызвана добавлением в него большего количества простых присадок и добавок, повышающих температуру кипения и связывающих воду. Зачастую производители тормозных жидкостей хвастаются что их DOT 4 (4+, Super4, 4.5 или какой ещё угодно 4*) имеет температуру кипения на много больше чем любой DOT 5.1 и следовательно он лучше. На практике, этот DOT очень часто с большим трудом укладывается в значение вязкости 1800, буквально находясь на грани стандарта или давольно часто вообще не укладываясь в стандарт и являясь по сути некондицией.

Вязкость всех тормозных жидкостей DOT при температуре 100 °C составляет 1.5, т.е. основное различие в вязкости сильно заметно только при низких и нормальных температурах.

Взаимозаменяемость DOT по вязкости

Один из самых популярных вопросов, среди автолюбителей: можно ли заливать DOT 5.1, если рекомендован производителем и изначально был залит DOT 3 или DOT 4? По химическому составу, как мы разобрали выше, ничего плохого не будет: лить можно и почи всегда это даже лучше. Но вот на этом «почти» имеет смысл остановиться отдельно. DOT 5.1 более текучий чем DOT 3 или 4, что хорошо для работы тормозной системы в целом, но если сама тормозная система изношена, имеет люфт в поршнях калипера или не надёжные улотнения, то более текучий DOT будет гораздо легче протекать из замкнутой системы наружу по всем щелям и вы рискуете в определённый момент остаться без тормозов.

Запаса тормозной жидкости в велосипедных тормозах крайне мало, если не сказать, что вообще нет.
Если в автомобиле ёмкость расширительного бачка тормозной системы достаточно большая, то вытекающий по щелям повреждённой тормозной системы DOT можно определить по более частому доливу DOT в систему. Если именно после замены DOT 3 или DOT 4 на DOT 5.1 вы стали чаще доливать, то задумайтесь, видимо ваша тормозная система не герметична и вы постоянно выдавливаете часть тормозной жидкости на улицу или зазоры и уплотнения вашего авто изначально расчитаны на более густой DOT.

Если же производитель требует использовать только DOT 5.1, а ваши тормоза начали течь, то не надо заливать DOT4, что бы меньше текло — ремонтируйте или меняйте ваши тормоза.  

Низкие температуры

Нижний температурный предел длительной эксплуатации всех тормозных жидкостей составляет -40 °C. В соответсвии со стандартом, при хранении DOT при этой температуре в течении 144 часов в нём не должно образовываться осадка, кристализации или расслоения. Допускается охладжение тормозной жидкости до -50 °C в течении 6 часов, так же без каких либо изменений в физическом состоянии жидкости.

Температурный диапазон не накладывает никаких ограничений на эксплуатацию велосипеда в зимнее время.

Что же касается силиконовой жидкости DOT 5, то ввиду её негигроскопичности, она не поглащает попавшую в гидросистему влагу и не смешивается с ней, что может привести к отстаиванию воды в нижних точках гидросистемы, т.е. в поршнях и замерзанию этой воды зимой. Хотя в целом силиконовая DOT 5 имеет больший срок службы, последствия для тормозной системы при сильном увлажении и устаревании тормозной жидкости могут оказаться гораздо хуже, чем при эксплуатации с тормозов DOT 3, 4 или 5.1, поскольку вода в системе с DOT 5 находится в несвязанном виде.

Маркетинговое отступление

Многие производители, придерживаясь классификации в соответствии со стандартом выпускают тормозную жидкость с более высокими показателями, чем это требуется для ихнего и даже более высокого класса, таким например является неприкаянный DOT 4.5 или встречающийся иногда Super DOT 4 или почти повсеместно продающийся DOT 4-plus.

Не буду называть производителя последней марки, отмечу лишь что производитель заявлет по всем пунктам характеристики значительно превосходящие даже DOT 5.1 в стандарте. Так почему же тогда он всё таки 4, а не 5.1? Ответ кроется в детальном анализе содержимого, который должна пройти жидкость при сертификации и маркетинговом желании продать подороже то, что есть.

Чаще всего продукты маркировок DOT 4+, DOT 4.5, Super DOT 4 и т.д. действительно превосходят по части параметров тот же DOT 4, но не отвечают по каким либо отдельным требованиям более высокому классу, например могут не содержать в достаточном объёме (или вообще не содержать) антикоррозионных присадок, наличие которых требует маркировка DOT 5.1, либо иметь очень высокую вязкость.  Так что главное понимать, что будь тормозная жидкость хоть MegaPuper DOT 4.999-plus, она всё равно по сути своей является обычным DOT 4 и не более того.

Цветовая и товарная маркировка тормозных жидкостей

Стандарт FMVSS №116 требует от производителей, что бы те окрашивали тормозные жидкости, сертифицируемые для использования в авто и мототранспорте, для того что бы исключить случайное смешивание химически не совместимых жидкостей между собой:

товарная цветовая маркировка автомобильных DOT

Для DOT 3 или 4 должны иметь хорошо читаемую маркировку на таре обозначающую класс, дословно «DOT 3» или «DOT 4» соответственно. 

DOT 5  на силиконовой основе, должен иметь маркировку: «DOT 5 SILICONE BASE»
DOT 5.1 обозначается как «DOT 5.1 NON-SILICONE BASE»

Гидравлическое минеральное масло для тормозных систем

Это совершенно другой тип тормозных жидкостей, совершенно не совместимых с DOT, однако достаточно распространённых среди велосипедных тормозов, иногда встречающийся среди мотоциклов и почти не распространён среди автомобилей. По этому в стандарте 116 только несколько общих замечаний.

Прежде всего, если тормозная система расчитана на использование в качестве тормозной жидкости либо DOT, либо минерального масла, то заменять одно другим категорические нельзя!

Уплотнители и компоненты на резиновой основе, применяемые для гидросистем на DOT не совместимы для использованием с минеральным маслом и скорее всего масло очень быстро разрушит герметичность тормозной системы. Аналогично и маслостойкие уплотнения и компоненты тормозных систем работающих на минеральном гидравлическом масле не расчитаны на агрессивные по химическому составу жидкости DOT.

На упаковке для гидравлического масла должно быть написано «HYDRAULIC SYSTEM MINERAL OIL». Хотя стандарт предписывает окрашивать минеральное масло для гидравлических тормозов в зелёный цвет, многие производители такого масла не ориентируют свою продукцию для авто и мототранспорта, а выпускают её исключительно для велосипедных тормозов, потому никак не ограничены в товарной маркировке. Например масло для гидравлических тормозов Shimano, очень часто окрашено в ярко-красный цвет, а его более дешёвый заменитель от другого производителя имело ядовито-синий цвет.

Следует отметить, что использование масла, а не DOT в тормозах имеет свои плюсы:

  • более лучший смазывающий эффект и меньший износ движухся частей (поршней)
  • масло не так сильно токсично по отношению к человеку и природе, как DOT

Масло так же имеет и свои минусы:

  • хуже работает при низких температурах, некоторое уже при 0°C значительно густеет
  • при протекании попадании на роторы или колодки смазывает их и тормоза перестают работать

Удачных вам торможений :)


Смотрите так же и другие статьи на нашем сайте.

Клубная жизнь: 
field_vote: 
ваша оценка: Нет (40 votes)
Offline
Регистрация: 10.07.2006 - 09:08

еще гидравлические тормоза Tektro, в которых тоже значится Mineral Oil

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Хотя, как мне лично кажется, Tektro как раз позиционируется как бренд идущий стопами Shimano и занимающий ценовую нишу доступных продуктов, взаимозаменяясь с Shimano.

Offline
Регистрация: 10.07.2006 - 09:08

так как сам пока считаю подобные навороты избыточными. Просто томоза Tektro более распростронены при комплектации велосипедов относительно Shimano, а заливать тормозуху туда не рекомендуется. Я сталкивался с ними на примере GT Avalanche 1.0.

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Если тормоза расчитаны на минералное масло, то ни вкоем случае нельзя туда тормозуху вливать, а то резинкы вылезут :) Я пошушрал по интернету, да Tektro-ми комплектуются большинство велосипедов среднего и доступного уровня.

Offline
Регистрация: 16.12.2010 - 12:45

а что нибудь кроме масло шимано можно лить?

Offline
Регистрация: 16.12.2010 - 12:45

у меня возникла необходимость в прокачке тормоза (тормоза шимано диор), а родное масло стоит 500р. да и объём на одну прокачку.и того нет сейчас в магазинах. говорят бывает летом, иногда.

Offline
Регистрация: 16.12.2010 - 12:45

подскажите есть ли оналоги и как называются.

Offline
Регистрация: 21.09.2008 - 19:55

Вован wrote:
подскажите есть ли оналоги и как называются.
аналог - автомобильное минеральное масло для АКПП или ГУРа, которое соответствует требованиям Dexron IID. Себе покупал ТНК ATF IID, так как самое дешёвое (1л-чуть больше 100руб) и температура замерзания -45. По цвету и запаху как оригинальное шимано, только во много раз дешевле. Не знаю почему шимано так ломит цену, сомневаюсь, что у шимано есть свой цех по изготовлению этого масла, скорей всего шиманановское масло и есть автомобильное, только с этикеткой шимано, имхо.
Offline
Регистрация: 16.12.2010 - 12:45

и какое именно залил? а про Dexron IID пишут что он слишком вязкий по отношению к шимано. а ты сам до каких температур зимой катаешься?

Offline
Регистрация: 16.12.2010 - 12:45

я правильно понял, ТНК ATF IID это одно масло? я вообще не разбираюсь в них.

Offline
Регистрация: 21.09.2008 - 19:55

Себе заливал ТНК ATF IID. Зимой после шимановского масла даже немного получше стало, ручка тормоза не такая жёсткая, колодки лучше разводятся. Катался в -20, текут довольно сильно, но у меня Tektro, которое должно течь)) Шимано будет покачественнее. В -10 совсем немного сопливит и масло тут не причём, манжеты замерзают в суппорте. ТНК ATF IID - это канистра с маслом, где ТНК - производитель, ATF - автоматическая трансмиссионная жидкость, то есть для АКПП авто, IID (Dexron II) - требования к маслу (или как то так) Фото канистры: auto.hotline.ua/img/tx/202/2021513.jpg Главное покупать Dexron IID, так как оно красного цвета, например IIID уже зелёного, хотя может и ошибаюсь, но какое то масло есть зелёное. На канистре обычно бывает прозрачная шкала, через неё видно цвет. Самое дешёвое ТНК, думаю его и разумнее взять.

Offline
Регистрация: 16.12.2010 - 12:45

Спасибо за помощ! буду пробовать. я катаюсь до -10, если ниже, то вилка становится жёсче и кататься не так комфортно.

Offline
Регистрация: 15.01.2011 - 01:17

SeReGa, более идиотский принцып выбора тормозухи, чем цвет очень сложно придумать...
например, масло Motorex Hydraulic Fluid - вообще прозрачное.

Offline
Регистрация: 21.09.2008 - 19:55

"Тормозуха" и гидравлическое масло - очень разные вещи.
Motorex Hydraulic Fluid (250руб за 75мл масла) - соответствует требования шимано и тд, тут без разницы, какой цвет, тем более, если оно прозрачное, хотя я лично сомневаюсь, что оно прозрачное. Вот Motorex Brake Fluid DOT 4 - оно будет прозрачным, с жёлтым оттенком. Дот 5,1 не видел вживую, не знаю, какого оно цвета. Дот 3 полностью прозрачное.
Вы явно не видели автомобильное гидравлическое масло "зелёного" цвета, оно имеет ядерно салатовый цвет, не знаю как только оно в темноте не светится)) У меня лично рука не поднимется смешать такое масло с красным.
Если промыть тормоза от старого красного масла, то можно и зелёное залить, да хоть воду зальёшь, тормоза буду работаеть при + температуре, пока вода не закипит. Ну можно и красное с зелёным смешать, на свой страх и риск.

ps Антифриз то же бывает разного цвета, цвет - краситель, а присадки то разные, аналогично думаю и с маслом. Если видно, что жидкости разного цвета, зачем мешать? увидеть какой цвет получиться? непонимаю таких людей...

Offline
Регистрация: 15.01.2011 - 01:17

Я имел ввиду совсем другое.

Исходя из Ваших постов, купив гидравлическое масло (да, я действительно в прошлом посте неправильно выразился) красного цвета можно спокойно доливать его в систему с залитым шимановским, не обращая внимания на то, что может получиться в итоге.

Фраза "главное покупать Dexron IID, так как оно красного цвета, например IIID уже зелёного" говорит о том, что для Вас главное цвет, а не характеристики.

Практика, кстати, показывает, что тот же Motorex Hydraulic Fluid можно свободно заливать в гидролинию заполненную шимановским маслом без каких-либо последствий (проверено на себе).

И еще: мало какие экземпляры тормозов Tektro Auriga текут, так что не надо обобщать.

Offline
Регистрация: 17.08.2012 - 19:53

Не правильно написано про Dot 4.5. Этот дот имеет температуру кипения даже выше, чем у dot 5.1 (например бошевский имеет температуру 280С), но вязкость его на уровне dot 4, то есть в районе 1800. Антикоррозийные присадки тут абсолютно не причём, не проходит он именно по параметру вязкости.
Кстати, чем выше изначальная температура кипения, тем дольше дот будет набирать влагу до критической температуры и тем дольше его срок службы. Dot 4.5 в этом плане самый долговечный из всех дотов..

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Читайте внимательно. Если тормозная жидкость не удавлетворяет хотя бы по одному параметру по стандарту на требования DOT5.1, то она уже не DOT5.1. Не важно, какая у DOT4.5 или какого нибудь DOT4.788367816 температура кипения, будь она хоть выше температуры плавления вольфрама, если по всем остальным параметрам он хуже требований стандарта, то это не DOT5.1, а самый обычный простой DOT4, Потому что нет никакого 4.5 в стандарте - это всё маркетологические выдумки производителей и не может быть никаких параметров у DOT4.5 лучше чем у 5.1 по определению, потому что может быть только что-то конкретное лучше у конкретного производителя в конкретном продукте, но опять же далеко не всё, потому что иначе бы оно смогло получить более высокий класс.

Прямая зависимость между температурой кипения и гигроскопичностью - это фантазия. Надо смотреть конкретный химический состав. Возможно, что низкая вязкоть, не позволившая производителю получить более выокий класс по стандарту явилась отрицательным побочным эффектом внесением в состав добавок, снижающих гигроскопичность у одного конкретного производителя одной конкретной тормозной жидкости, но это не позволяет ему быть лучше тормозной жидкости более высокого класса.

DOT4.5 - это как жигулёнок восьмёрка с метровым антикрылом на багажнике. Возможно у него и улучшаются отдельные характеристики за счёт таких "навесов", но болидом гоночным он всё равно не станет.

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Частично переписал статью, добавил много уточнений и дополнений. Полностью перерисовал картинки и дорисовал новые.

Регистрация: 05.08.2008 - 20:25

Макс, спасибо тебе за труд! Приятно читать твои статьи. Как говорится, пиши ещё. В твою статью можно ещё добавить, что тормоза Magura, в частности Louise, идут на минеральном масле, тормоза Hayes на  DOT, только не знаю каком, тормоза Promax (да, да их гидравлику стали ставить на велосипеды) на DOT-4. И ещё в маркетинговом отступлении поменяй, пожалуйста, "ихний" на "их".

Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

В плане грамматики и пунктуации есть что поправить, мягко говоря.

Регистрация: 30.01.2015 - 09:26

Добрый...катаюсь на A-GANG GANGSTA 6.0  тормоза тектро на заводской жидкости примерно в -15 потекли сразу на обоих супортах ..прокачал valvoline DURA blend GL-5 полусинтетика 75W-90 ...крещенские морозы -25 средняя тепература...полёт нормальный . Может кому пригодится . Ну а у меня вопрос : имею спорт байк вернее 2 шт 600 и 1000 кубиков ...хочу поменять тормозуху с DOT 4 на DOT 5 .Собственно вопрос ...просто слить старую 4 и залит новую 5 или нужно промывать и чем? Спасибо