Вы здесь

Веломарафон Чепецк – Глазов. Впечатления 2004 года.

Веломарафон Чепецк – Глазов. Впечатления 2004 года.

 В субботу 21 августа 2004 проведен очередной  ежегодный веломарафон К-Чепецк – Глазов. Единственный участник и организатор, ваш покорный слуга, с трудом, но успешно преодолел 200км по дороге вдоль реки Чепцы.Занятия спортом и физкультурой рано или поздно приводят к возникновению у человека потребности узнать предел своих физических возможностей, сделать что-то такое, о  чем раньше не мог подумать, преодолеть свои слабости и совершить нечто героическое, пусть даже в мерках собственных ощущений. Когда же определенный рубеж преодолен, хочется взять следующий, или, как минимум, удержать захваченные позиции. Все течет, все изменяется. Наваливаются текущие дела, допускаются слабости, нарушается регулярность физкультурных занятий, потом происходит определенная самомобилизация. Уровень физического состояния  - то выше, то ниже, но важно знать, что ты еще можешь сделать то, что мог сделать год или два назад, и, возможно, сделать даже лучше – преодолеть дистанцию большую или ту же, но за меньшее время, или, на худой конец, просто добраться до финиша, не сойти.Вот такие мысли и подвигли попробовать себя, проехав на велосипеде от Чепецка до Глазова лет 13 назад. Маршрут был выбран из следующих соображений: во-первых, линейная дистанция гораздо более впечатляюща, чем кольцевая, это ж вот отсюда – и до туда, далеко…, во-вторых,  из Глазова я родом, там живут родители, есть где остановиться на ночь, в третьих, весь маршрут проходит  вдоль железной дороги, по которой ходят электрички, и, в случае проблем с техникой, можно дойти пешком до ближайшей станции, в четвертых, дорога идет по холмам вдоль Чепцы, и с каждой вершины открываются великолепные виды на речную долину.

Первый раз помню до сих пор, как страшный сон. Опыта нет, дорога неизвестная. Не взял нужной еды в нужном количестве, были проблемы с водой, не существовало тогда новой трассы в объезд Зуевки и Косы, время мероприятия было выбрано неудачно – май, грунтовки не просохли после распутицы,  мост снесен половодьем. Энтузиазма, силы воли и здоровья,  по счастью, хватило, поэтому преодолел и немаленький объезд, и пятикилометровый участок полужидкой глины в пойме Чепцы, когда пришлось нести велосипед на себе, т.к. катить его было невозможно, налипающая грязь не позволяла крутиться колесам, и приличный участок лесной дороги, где автомобильного движения до лета не существовало, и деревья, вырубаемые по обочинам, были почему-то свалены на проезжую часть, пришлось перелазить через них вместе с велосипедом, и просто длинные-длинные километры асфальта.

Весь путь тогда занял более 12 часов, вымотан был до последней капли, но чувство гордости за себя перевесило все тяготы. Хотя были и смозоленные ладони (о велоперчатках и велоформе тогда не знал ничего), и пятая точка, не позволявшая на нее сесть вторую половину дистанции,  и поясница, в которую как будто кол вонзили, и мало что соображавшая к финишу голова. На следующий год я уже не мог не преодолеть этот же маршрут. Выбрал время, когда состояние дороги получше, и, с трудом, но проехал эту же дистанцию, улучшив время минут на 30. Так и пошло. Каждое лето я сам себе должен этим веломарафоном доказать, что еще очень даже ничего, есть и порох, и ягоды, и молод, и здоров.Лучшее достижение было четыре года назад. Тогда сниженный на 20кг путем жесткого ограничения в еде и значительного увеличения количества бега вес и здорово поднявшаяся за счет всего этого физическая форма плюс сильный попутный ветер позволили без мучений, на драйве, выехать из 8 часов.Надо отдать должное велосипедам «Турист», на которых я ездил до прошлого года. Своевременно ремонтируемые и регулируемые, и, все-таки, чудом, они выдерживали марафоны по разбитым дорогам. Максимум, что ломалось на марафонах – одна-две спицы, крылья, да случались проколы колес. Правда, в другое время они отыгрывались, перечень поломок был почти равным перечню деталей. Пару лет назад, ощущая недостаток тренированности, я не решился поехать свой так сказать крестный ход. Результатом были сильнейшие угрызения совести, заставившие  мобилизовать себя на более-менее регулярные тренировки, и следующий марафон был преодолен. Как всегда, тяжело, но достойно.Интересно наблюдать за собственным психологическим состоянием во время такой долгой поездки как марафон. Как правило, накануне присутствует некое волнение, приподнятое настроение. Ты решился завтра совершить подвиг, все остальные вопросы становятся менее существенными,  подчиняются главной задаче, отодвигаются на второй план, до после поездки. Утром просыпаешься с чувством чего-то необычного, что должно сегодня произойти, и с некоторой тревогой насчет погоды – нет ли дождя, куда дует ветер. Кстати, старт нынешнего марафона пришлось отложить на два часа – дождик не кончался и перспективы поездки все утро были неопределенны. Наконец, окончательное решение принято, появляется Цель. Старт, как правило, довольно бодрый, в том же темпе, что и на дистанцию вчетверо короче. 20 км до Просницы, одна десятая пути, можно прикинуть варианты времени прохождения всего маршрута. В этот раз было 49 мин против обычных 42-45. Ситуация печальная, «не катит». Так я обычно называю состояние, когда при одном  и том же уровне усталости средняя скорость движения меньше обычной, и прибавить, не рискуя раньше времени выложиться, нет возможности. Вообще, так бывает почти в половине случаев. Ситуация не критическая, надо просто терпеть. Драйва не будет, придется двигаться на силе воли.  Сначала частые, машины все реже и реже. Что интересно, «Москвичи» и «Копейки» часто идут в притирку даже на пустой дороге, да еще и сигналят, показать, что ли хотят, что они круче? Что у них деньги на машину есть? То, что велосипед дороже их таратаек, до них вряд ли дойдет. А притормозить за спиной велосипедиста, пропустить встречную машину, и лишь потом обогнать, большинству наших водителей, в отличие от европейских, которые иначе не поступают, похоже, просто не может прийти в голову.После 40км появляются первые признаки усталости. На 50-60 км они быстро накапливаются, и к 70 км, это Зуевка, начинаешь рассуждать уже совсем иначе, чем на старте. Возникают сомнения в необходимости данного предприятия, ставится промежуточная цель – 105км – Фаленки. Там есть станция, на которой через 1-2 часа после приезда можно сесть на электричку и до Глазова, и до Кирова. Угнетает состояние асфальта – сплошные трещины, ямы. Чувствительно бьет по точкам опоры. Становится больно держаться в седле, чаще начинаешь перехватывать руки. Дотерпеть до Фаленок, и черт с ним! Больше 100км – тоже неплохо. Тем более после треклятых Фаленок начинается самое трудное – 40 км грунтовки. А это сначала - крупный щебень,  потом – рыхлый песок, да с гребеночкой, а уж после границы, в Удмуртии – глина с грязевыми ваннами. А машины навстречу – по крышу в грязи. Печально. Но идут, значит, проехать можно!Вот, наконец, длинный спуск по раздолбанному асфальту, и – Фаленки. Дороги по поселку я бы назвал бывшими дорогами, за последние 13 лет наблюдений  - ни одной заплатки. Асфальт практически исчез, остались ямы, ямы, ямы. Остановка на обед, минут 15-20. Время в пути – 5 часов. Многовато, не лезет ни в какие ворота. Но, вроде, живой. Да и проезжал здесь столько раз, неужели мне тяжелее, чем раньше? Ведь так же мучался, но добирался до конца. Сопли в сторону, Давай,  Come on! Ближайшая задача – достигнуть асфальта, а там – само пойдет. И, боже мой, колеса просто режут мокрый песок, проваливаются. Даже по ровной дороге скорость упала до 10-12 км/ч, это что же мне, 4 часа только по грунтовке? А дальше – глина, и, как ни странно, легче. Достаточно сыро, чтобы она не наматывалась на колеса, а летела в стороны (и даже в рот почему-то).  Но тяжелый грунт отнимает последние лежащие на поверхности силы, и даже появившийся нормальный асфальт уже почти не радует. Где ж ты раньше был, родной? Оставшиеся 45км будут через не могу. Цель – Глазов, все ближе, а добавить нечем! Вроде бы давишь изо всех сил, а скорость – 20-25 км/ч. От 150  до 175 км – все горки стоя, и сидеть  больно, и сил крутить в одном положении нет. И, и вдруг, и долгожданно, с очередного холма – на горизонте пальцем в небо – гигантская труба недостроенной Глазовской ТЭЦ.  Откуда что и берется… Скорость подпрыгивает, случайные местные садоводы на велосипедах только что – во-он на том подъеме, и - уже сзади. По городу – в сумерках, в свете автомобильных фар, с включенными мигалками, лечу. Какое счастье! ФИНИШ! Я ОПЯТЬ СДЕЛАЛ ЭТО! И пусть время плохонькое (9-27 чистое, 10-30 общее), я доехал, я смог, сегодня смог. Попу больно задеть, лицо щиплет, целый день – в поту, опять заныло ахиллесово сухожилие.  Но это – мелочи, все пройдет. Я – победил! В следующий раз – ни за что! Говорю себе, и знаю, что обманываю, но сейчас – ни за что! Падаю на пол, можно лежать, ничем не шевелить, вот она, радость.Еще наблюдение. Если в пройденных велопоходах по Финляндии, Швеции, дорога является тебе другом, который так и рад тебе угодить – а вот погляди, какая я гладкая, какая извилистая, а что я тебе за тем взгорочком покажу, а какой домик за тем поворотом увидишь, а море-то какое слева…, то наша дорога, особенно на веломарафоне – воспринимается как враг. Она тебе – трещины и ямы, ты ей – силу, она тебе – песку с щебенкой, ты ей – терпение, она тебе - грязи по каретку, а ты ей –характер. Получай, получай! Кто кого? Или она тебя сломает, или ты ее победишь.Что интересно, начиная с прошлого года катаюсь на современном хорошем велосипеде типа «гибрид», вполне подходящем для наших дорог, в хорошей экипировке, однако это практически не дает выигрыша по времени, судя по ежегодным веломарафонам. Гораздо более существенным фактором является общее физическое состояние и уровень тренированности. Полученные велосипедом в процессе эволюции шоссейные колеса, контактные педали, гелевое седло, гибридный руль повышают комфорт, улучшают катимость, но без приложения значительных физических усилий своим седоком никакой велосипед сам не поедет. Боюсь отпугнуть психологическими заморочками марафона потенциальных любителей велосипедных прогулок, поэтому скажу, что от езды на велосипеде можно также получать огромное удовольствие и другого рода, не преодоленческое. Просто дорогу по возможности надо выбирать интересную, не прямое шоссе, а извилистую, да по неезженным ранее местам, дистанцию и скорость – по силам. А уж хорошая компания может любое катание сделать в радость.

Попутного ветра, Семакин Сергей.

Клубная жизнь: 
field_vote: 
No votes yet
Offline
Регистрация: 15.04.2007 - 18:25

Так как сам ехал этот марафон 1 августа на Зените, то поражаюсь выносливости и силе духа Сергея, когда он на Туристе !!! выехал из 8 часов. Я вроде на здоровье не жаловался, ехал довольно сильно упираясь, и всё равно выехал еле еле за 9 часов, хотя Турист с Зенитом ни в какое сравнение не идёт.
Сергею респект!

Offline
Регистрация: 07.05.2007 - 23:11

у нас вообще умница.
Иногда я ругаю Сергея, когда начинаю понимать, что возвожу его в ряд Богов. ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Давайте его подбрасывать на закрытии сезона.

Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

это было.