Вы здесь

Профилактический ремонт Zenith-а

Прошло два сезона, две неполные зимы, несколько раз кунал велосипед надолго и глубоко в воду/грязь, почти раз в неделю мыл дома в ванне сильной струёй воды. Пришла пора профилактического ремонта, тем более, что со сборкой МТБ, сейчас зимой, на гибриде уже не выезжал.

Первыми под горячую руку попались и были отправлены в мусорную корзину все тросики и рубашки, т.к. начались уже первые позывы типа "два щелчка вперёд, один назад" при переключении. Вообще наверное надо взять за правило смену рубашек и тросиков раз в сезон. Дело копееечное, а пользы от него целый вагон.

Долго смотрел на тормоза, пока не решил, но возможно сменю к лету на XT с параллельным ходом или что-то аналогичное, а может и авиды какие попроще и не дорогие, а то уважение к фирме после Juicy Carbon резко возрасло :)

Снял цепь, померял, вытяжение получилось столько же как и у первой родной цепи HG-73, которую наверное и буду ставить и ездить в две цепи. Ролики переключателя тоже удивили. Направляющий ролик подсточился и зубья его стали очень острыми, а вот натяжной ролик сточился до того, что остался как формальность и цепь начала ездить уже по рамке. Ролики на смену. А вот сам переключатель в прекрасном состоянии - никакого люфта ни в параллелограмме ни в рамке, ход ровный, все оси на своих местах.

Пощупал каретку без цепи - люфтов нет, смазка вроде бы ещё есть, ход конечно не как у новой XT, некоторая квадратичность подшипников ощущается, но звона и запинаний нет. Разбирать не буду, пока не источу систему полностью под замену. Да, кстати, видимого износа звёзд системы я вообще не заметил, видимо долго ещё пилить эту чугунную систему :(

Надо прочистить вилку, поскольку за два года говна там видимо скопилось на весь ход, да и полстакана масла которые я засунул под пыльники никуда не делись, дренажа то нет. Выкрутил из короны сам амортизатор и увидел что означает "пружинно-эластомерная" вилка. Вообщем лучше бы не видел, ужас, примитивизм какой то, прямто таки Пикассо разрабатывал. Вообщем амортизатор - дубовая пружина и последовательно с ним резинка в качестве более мягкой пружины. Вот и всё. И всё это держиться на пластмассовой резбе! Правда резьба выглядит ненаджабленной и вполне рабочей. Скрутить гайку маслянного картриджа так и не смог, пластмассовая гайка на 21 никак не поддаётся рожковым ключём и есть шанс её просто смять. Нужен торцевой глюч (головка) на 21. Пока найти не смог. Отложил пока вилку.

На очереди на переборку под новую смазку обе втулки в колёсах. Судя по звуку, смазка там есть и в хорошем состоянии, но раз уж пошла такая пьянка, то заодно уж.

Отполировал раму, мелких коцек стало больше, но в целом в прекрасном состоянии. Еле-еле выколотил капитально прикипевший длиннющий и тяжеленный родной подседельник. Однозначно на смену, тем более что под рукой лежит уже карбонишный Campagnolo Chorus (но это уже отдельный пост).

Долго высматривал геометрию рамы и пытался понять, на самом деле я микроскопически загнул раму, когда осенью 2007 шваркнулся петухом об заледенелый грунт или причина в другом и пришёл к приятному и удивительному выводу! Рама, не виновата и абсолютно ровная, а похоже я просто недотянул "зонт" при переспицовке заднего колеса и обод сместился относительно центра немного в сторону от кассеты, оттого и вибрейки пришлось настраивать не симметрично, что правда на функциональность не сказалось. А заспицевал я хорошо, все спицы в хорошем натяжении, восмёрок нет. Жалко, но придётся с нуля перетягивать.

Клубная жизнь: 
field_vote: 
No votes yet
Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

Дай помазать.
Немножко. Всего-то 6 великов (в т.ч. Дашкин)

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Взял сегодня автомобильный свечной ключ и скрутил аккуратно пробку маслянного картриджа с короны вилки, следовательно разобрал и саму вилку.

Маслянный картридж оказался гораздо больше чем я предпологал теоретически. Видимо он универсальный, что на дешёвых МТБ вилках с ходом 100 с гаком мм, что на гибридах с их крохотными 60 мм хода. Опять же, дешёво в производстве, т.к. универсально, но заведомо лишний вес. К тому же в верхних 2 см хода картриджа наблюдается явный пузырь, правда в случае гибрида, при 60 мм хода, этот пузырь далеко за диапазоном хода. Судя по тому, что подтёков масла (или что там?) не видно, недолив зводской, умышленный. А может быть двумя столовыми ложками решили опять же вес снизить специально?

Гайки, затыкающие торцы картриджа обросли очень большой и странной светлой бахромой ржавчины, свойственной соединениям меди вступающими в контакт с кислотами. Хотя скорее всего просто никогда в жизни не видело смазки, картридж с наружи был достаточно грязен и сух. Подёргал его в руках - ходит более туго, чем стоило бы ожидать от элемента просто блокировки, значит дополнительно выполняет функции демпфера. Но, как мне кажется, именно он и является причиной замерзания вилки на морозе, т.е. не преславутый эластомер, а именно маслянный картридж загустевает.

Решение смягчения чрезмерно жёсткой вилки и нормальной эксплуатацией её зимой может стать элементарное удаление маслянного картриджа из системы. Это кстати позволит ещё и немного секономить в весе, но сделает вилку неблокируемой вообще. В некоторых случаях оно может того стоить и надо будет подумать о хорошей резьбовой пробке в корону, на период удаления картриджа. Тем более, что вернуть его обратно всегда можно, крепиться одним винтом и закручивается пробкой. На всю работу по удалению/установке не более 5 минут, если конечно руки не дрожжат и удастся винтом в шток с расстояния 30 см попасть :)

Кстати пробки картриджа запрессованы точечно и видимо картридж разобрать без болгарки и с возможностью обратной сборки нельзя.

В той ноге, где стоит амортизатор, внизу два ограничителя хода, верхнего и нижнего соотвественно. Мягкие резинки на штоке. Ограничитель верхнего положения внутри штанины и шток, на котором они (ограничители) сидят очень гразный и ржавый и судя по всему капитально прикипел к гайке внутри штанов, так я и не смог снять шток с ограничителями, но для прочистки этого в принципе и не требовалось. Можно немного увеличить ход вилки, почти на сантиметр, если укоротить нижний ограничитель хода. Ведь если подумать, что складывал вилку на полный ход при её нерегулируемой жесткости и моём тщедушном весе я всего раза два или три за всё время эксплуатации.

Почитал в интернете. Существует оказывается довольно распространённое заблуждение, называть эластомерными, обычные пружинные вилки, из-за наличия в них этих вот самых резинок-ограничителей. На самом деле, без подобных ограничителей вилки выпускаются уж совсем дешёвые и одноразовые.

Теперь о печальном. Когда стянул штаны, ноги навеяли уныние. В месте, чуть ниже верхнего края пыльников, в верхнем положении вилки, ноги изрядно поржавели. Долго рассматривал ноги и штаны и пришёл к печальному выводу, что причиной стала тотальная жадность китайского велопрома, зажидившая вообще положить смазку в пазы пыльников, которые там кстати специально для этого предусмотрены (!!!). От следов заводской смазки есть только смутное упоминание какого то синего цвета массы с микроскопических количествах на самом конце ног. Вилка глухая, дренажей нет, следовательно смазка не могла высохнуть, её просто не положили на заводе!

Когда этим летом, после марафона, вилка у меня совершенно перестала работать и жёстко встала в верхнем положении, я залил дома по полстакана масла в каждую штанину под пыльники и долго плясал потом на руле, расшевеливая вилку и расшевелил и она заходила снова. Так вот, тогда оказывается просто ноги приржавели к штанам насухо. Вообщем надо было влить масло под пыльники сразу после покупки велосипеда, а лучше сразу же разобрать и заложить нормальной густой смазки в пазы пыльников.

Как мне кажется, по крайней мере визуально, ноги у меня не никелированые и не хромированные, а следовательно ржавчину можно спокойно выбрать шлифовкой пастой ГОИ, придав вилке дополнительную чувствительность к мелочам, возможна даже лучшую чем первоначально :)

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

p.s. Полироль кстати использовал обычную автомобильную для металлика, а обода и покрышки брызгал полиролью-спреем для резины и пластика.

p.p.s. если руки отмыть сумею, то будут фото устройства вилки, а если будет не влом, то и паталогоанатомическая статья об устройстве эластомерки RST.

Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

В перлы!

Offline
Регистрация: 20.04.2008 - 18:12

Мне кажется, совсем не объязательно тщательно мыть велосипед, особенно в ванной под душем.
Вода первейший враг любой механики и железа вообще. Под напором воду можно и под пыльники загнать.

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Как показало вскрытие втулок, еженедельная промывка велосипеда в ванной из душа, со снятой насадкой и полным напором, никак не повлияла на смазку в тех же втулках. Вода во втулки не попала за все два года эксплуатации. Что касается вилки, так при наличии хотя бы незначительной смазки под пыльниками, хотя бы даже аэрозолью брызнуть, уже никакой ржавчины там не было бы.

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Иллюстрация к возможной будущей статье про устройство эластомерки RST

1. шток вилки
2. корона
3. ноги (нога)
4. амортизатор в составе: 
5. пробка амортизатора с регулятором прелоада
6. эластомер - резиновый амортизатор
7. пружина
8. маслянный блокиратор, в составе:
9. пробка с приводом блокировки
10. цилиндр маслянного картриджа
11. герметичный маслянный картридж
12. шток, упор картриджа к штанам вилки
13. шток ограничителя хода вилки
14. ограничители хода, верхний и нижний
15. упор ограничителя к штанам вилки
16. крепёжное место винта крепления ограничителя хода вилки к штанам
17. крепёжное место винта крепления маслянного картриджа к штанам вилки

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Начал сегодня обратную сборку. Вообщем то 5 тысяч километров сильного урона велосипеду не нанесли. Собрал вилку без маслянного картриджа - шевелиться и даже мягко строгивается в начале, вполне должна переварить неэкстремальную гребёнку, надо только пробку подходящую найти на правую ногу. В качестве смазки ног в штанах использовал силиконовую аэрозольную смазку.

Завтра поставлю цепь и настрою переключатели, но испытывать пока не поеду, после болезни сил маловато бороться со снегом а узкой резине, так что, максимум в субботу на МТБ покатаюсь :)

Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

До Каркино утоптано все жестко. По городу - асфальт