Вы здесь

Велосипедно-русский словарь шоссейного велоспорта

препараторэ (итал. preparatore) тренер в общем смысле, либо человек из тренерского состава команды, который занимается подготовкой спортсмена в определённой области

 

доместик (фр. domestique: слуга)общее определение: гонщик из состава команды, который работает не на свой личный, а на командный результат, помогая капитану команды, идущему на результат в генеральной классификации или другому защищённому гонщику идущему на значимый для команды результат. Помощь чаще всего заключается в организации построений в группе, дающей возможность защищённому гонщику более комфортно двигаться в группе, тратя меньше сил на борьбу с потоком встречного воздуха. Так же задачей доместиков является ведение пелотона в удобном для своего капитана темпе или поднятие общей скорости, когда надо ликвидировать отрыв, уехавший от группы, либо просеять группу и высадить из группы конкурентов.

 

В исторические времена, на этапе становления велоспорта подобная работа была запрещена и сам термин родился, когда директор велогонки пытался оскорбить одного велосипедиста, не имевшего шансов на победу, оказавшего помощь другому, имевшему все шансы победить. В настоящее время является почётным званием, которое надо ещё заслужить хорошей командной работой. Не все гонщики выполняющие работу на команду, могут называться доместиками. Доместики всегда находятся возле капитана, по сути это его личная гвардия.

 

Очень часто, при заключении контракта с командой, велогонщики высокого уровня ставят в условия заключения договора переход в команду так же своих доместиков. Цена контрактов некоторых доместиков такая же как и у капитанов команд, что подчёркивает значимость очень качественной командной работы.

 

В самом общем смысле слова доместиками называют всех командных гонщиков, работающих на командный результат, а не только работающих в построениях. Помощь может быть не только в непосредственном выкатывании капитана, но и вовремя покормить капитана, подвезти ему и его лейтенантам воды, отдать капитану колесо со своего велосипеда в случае повреждений, когда техничка не может оперативно подъехать и оказать помощь.

 

грегари (итал. gregario: рядовой) — тоже, что и доместик. Не смотря на то, что в дословном переводе означает рядового солдата, не имеющего званий, это тоже самое почётное звание, что и доместик, только на итальянском языке.

 

лейтенант (рус.) — тоже, что доместик и грегари. В русском языке часто «личную гвардию» капитана команды называют лейтенантами, подчёркивая этим их статус, по отношению к просто гонщикам.

 

водовозроль; командный гонщик, который по ходу гонки, опускается из группы к каравану техничек, что бы набрать бачков с водой и едой из командной технички и потом возвращается в основную группу, отдавая воду гонщикам своей команды. Хороший водовоз может загрузиться до 8-10 бачков с водой, распихивая их в задние карманы джерси, под майку, за пазуху. Роль водовоза обычно выполняет не доместик команды, поскольку доместики обычно заняты командными построениями и сопровождением капитана. На многодневных гонках это может быть гонщик, специализация которого на этом этапе не позволяет претендовать на результат. Так например лучший спринтер современности и действующий чемпион мира и обладатель радужной майки, Марк Кавендиш, на не спринтерских этапах многодневки Тур де Франс 2012, которые ему совершенно не подходили в плане шансов на победу, часто выполнял роль водовоза в своей команде.

 

тяговитый гонщикопределение, гонщик обладающий очень хорошим индивидуальным ходом, т.е. способный очень долго и равномерно ехать с высоким темпом. Из тяговитого гонщика может выйти очень хороший доместик, роллёр, а в идеале даже раздельщик.

 

роллёрспециализация, гонщик способный успешно отбираться в отрывы на групповых гонках и по долгу и помногу успешно ездить в них. Специализация требует как минимум обладания хорошим индивидуальным ходом, а так же умением организоваться в работу сменами в малой и очень малой группе.

 

раздельщик специализация, гонщик обладающий исключительным индивидуальным ходом и способный выигрывать индивидуальную гонку с раздельным стартом, показывая максимальную среднюю скорость на всей дистанции. Специализация требует кроме индивидуального хода так же умение максимально грамотно и равномерно разложить силы по всей дистанции гонки. В групповой гонке способны иногда в одиночку уезжать от группы преследователей и успешно противостоять попыткам догнать себя. По физиологии обычно рослые, мощные спортсмены способные работать под очень высокой нагрузкой непрерывно длительное время. По физике - спортсмен, способный показать максимальную среднюю мощность по всей дистанции гонки.

 

спринтерспециализация, гонщик обладающий очень мощным кратковременным рывком, способный развить очень большую мгновенную мощность и очень высокую скорость на коротком отрезке. Велоспринтер, в отличии от легкоатлетов - это не тот кто с места быстрее всех проедет 100 метров, а тот, кто вместе с группой проедет все 100-200 км дистанции групповой гонки и на финишном развозе, когда группа будет двигаться на своей самой высокой скорости, суметь ещё прибавить в скорости и выскочить из этой группы вперёд. По физиологии это очень мощные и мускулистые спортсмены, с большим объёмом рабочей мышечной массы. Из-за своего большого мышечного веса обычно испытывают трудности в крутых горах. По физике - это спортсмен, способный кратковременно развить максимальную мгновенную мощность.

 

штатный спринтерроль; спринтер в команде, защищённый гонщик, наиболее полно специализирующийся на победы на спринтерских этапах и на борьбу за спринтерскую очковую номинацию. Обычно этот тот спринтер, на которого работает вся команда на спринтах, так же как и на основного капитана команды в генеральной классификации и только в случае каких либо неудач которого, может работать на достижение результатов других спринтеров в команде

 

спринтерская командакомандная специализация; команда, имеющая в своём составе штатного спринтера и нескольких доместиков-развозящих, способная организовать полноценное построение в пелотоне и устроить своему спринтеру развоз на основном или промежуточном финише

 

горнякспециализация, гонщик способный быстрее других и с меньшими энергозатратами заезжать в длинные и крутые горные подъёмы и перевалы. По физиологии это спортсмены среднего и ниже роста с очень низким собственным весом. Определяющим фактором здесь является максимальная мощность, которую способен развить гонщик, на 1 кг его собственного веса. Типовой усушенный горняк - это 165-175 см роста на 55-60 кг собственного веса. Благодаря более низкой абсолютной мощности (без учёта веса) не обладают резкостью спринтеров на равнине и не имеют такого индивидуального хода как раздельщики.

 

горняк оборонительного планасубспециализация, горняк обладающий хорошим индивидуальным ходом, меньшим чем у раздельщика, но за счёт более низких энергозатрат на преодоление силы тяжести в подъёмах, способный поддерживать большую среднюю скорость при затяжных длинных крутых подъёмах, по аналогии с раздельщиками на равнине

 

горняк атакующего плана (горный спринтер)субспециализация, горняк, по аналогии с классическими спринтерами, способный развивать кратковременно резкое ускорение в подъёмах, когда остальные гонщики не способны поднять темп.

 

универсалспециализация, гонщик умеющий одновременно хорошо ехать индивидуальную гонку с раздельным стартом и хорошо едущий в горах, таким образом имеющий минимальное количество недостатков и способный на различных по конфигурации трассах показывать стабильно высокий результат

 

классикспециализация, гонщик успешнее других выступающий на классических однодневных велогонках, способный максимально эффективно мобилизовать все свои силы и распределить их на один день соревнований. Специализация требует умения быстрой езды по асфальту, брусчатке (обязательный элемент классических гонок), с умением хорошо преодолевать многочисленные изменения рельефа и обладать хорошим индивидуальным ходом. По физиологии классик ближе к компромиссу между раздельщиком и спринтером, так например самую сложную и престижную классическую велогонку Париж-Рубэ выигрывали в последнее время чемпион мира в разделке Фабиан Канчелара и позиционировавший себя одно время как спринтер Том Боннен.

 

многодневщикспециализация, гонщик универсал, максимально эффективно и равномерно умеющий проезжать многодневные велогонки, успевая ежедневно восстанавливаться после каждого этапа. В отличии от классиков, здесь важен именно фактор быстрого ежедневного восстановления и умение работать в очень напряжённом темпе по 2-3 недели фактически без дней отдыха.

 

генеральщикспециализация, это такой многодневщик, который не просто стабильно едет многодневную гонку, но ещё и занимает высокое место в генеральной классификации, обычно капитан команды на многодневную гонку, на которого работает вся команда. Это всегда защищённый гонщик, задача которого каждый день находиться в максимально высоких результатах, но совершенно не обязательно в пределах подиума на этапе. Генеральщики редко предпринимают атакующие действия по отношении ко всей группе, их задача не допускать резких провалов на каждом этапе, поэтому очень важно сохраниться на протяжении всех недель гонки. Обычно активные атакующие действия генеральщики предпринимают посредством своих команд целиком и направлены они на других генеральщиков. Генеральщик - это по определению самый сильный многодневщик в команде. Обычно открытые поединки между генеральщиками начинаются только тогда, когда человеческий ресурс в виде доместиков заканчивается и остаются только одни капитаны между собой.

 

В зависимости от характера многодневной гонки, генеральщики обычно бывают раздельщиками, хорошо едущими в гору, либо горняками, хорошо едущими разделку. Классические спринтеры обычно замыкают генеральную классификацию и не бывают генеральщиками, из-за того что в многодневных гонках часто бывает большое количество горных этапов, на которых тяжёлые спринтеры обычно получают большое отставание от лидеров.

 

развозящийроль, обычно самые сильные доместики, иногда даже специалисты спринтеры, чья работа на этом этапе или гонке построена на достижение победы другого спринтера. Заключается в работе впереди группы на максимальной скорости для того что бы вывезти своего командного спринтера на финиш в выгодной позиции и задать ему максимальное ускорение перед его собственным рывком. Это гонщики, которые в конце гонки, когда группа приближается к финишу, поднимают скорость всей группы и устраивают развоз.

 

защищённый гонщик — гонщик из состава команды, чьи позиции в гонке защищаются другими членами команды, это может быть капитан команды, идущий на победу гонки или высокую позицию в генеральной классификации, либо гонщик претендующий на получение других наград, кроме основной победы (титульные майки горного или спринтерского зачёта) или претендующий на победы на отдельных этапах многодневной гонки. В общем случае - это тот гонщик, который обязательно получает помощь от других членов команды, которая может заключаться во многом: часть доместиков могут опуститься из группы, для того что бы в случае какой то остановки гонщика посадить его на колесо и довезти обратно в группу с меньшими потерями сил или отдать своё колесо, в случае если техничка не может быстро подъехать.

 

усушенный гонщикжаргонное, очень худой гонщик, практически не имеющий никакого лишнего веса и жировой подкожной прослойки

 

звёздный грегари — гонщик высокого класса, сам добивавшийся очень высоких и значимых побед, но в текущий момент работает на другого, более сильного на этот момент гонщика и на достижение его победы. Иногда гонщики одинаково высокого уровня в одной команде выполняют роль грегари друг для друга на разных гонках или в разные сезоны, но чаще всего это профессионалы высокого уровня, которые со временем полностью специализируются на работе грегари и являются соавторами многих побед своих капитанов команд. Лучшими грегари считаются ныне Стюарт О’Грэйди и Джордж Хинкепи.

 

пелотон (фр. peloton: рой) — основная, чаще всего самая многочисленная группа гонщиков в гонке.

 

группетто (итал. gruppetto: группа) гонщики, отставшие от пелотона и сформировавшие группу для совместной работы. Иногда употребляется и в качестве обозначения вообще любой группы гонщиков, движущейся отдельно от основного пелотона, а не только позади него.

 

спринтерское группетто — группа спринтеров, которые в силу сложности рельефа горного этапа многодневной гонки, предпочитают проезжать горы своим, более медленным чем у специалистов горняков темпом. Это не формирование и не построение, а скорее тенденция, когда после начала штурма высокогорного крутого перевала или вершины, первыми в отстающем группетто оказываются тяжёлые и мощные спринтеры.

 

отвал — группа гонщиков (группетто), отставшая от пелотона и потерявшая с ним контакт

 

отрыв — группа гонщиков, отъехавшая от пелотона вперёд в результате удачной атаки и сформировавшая построение для эффективной совместной работы сменами. Отрыв имеет чётко выраженные стадии развития и жизненного цикла. Начинается он с атаки из группы, с этого момента начинается фаза формирования отрыва, после того как отрыву удаётся успешно начать совместную работу происходит стабилизация отрыва. С момента, когда основная группа начинает догонять уже уехавший отрыв, начинается ликвидации отрыва.

 

атака из группы — попытка гонщика или группы гонщиков отъехать от пелотона вперёд с целью сформировать отрыв или уехать в одиночку и получить преимущество по ходу. Далеко не каждая атака бывает успешной, поскольку группа внимательно следит за тем, кто пытается отобраться в отрыв и если атакующий имеет достаточно силён, что бы доехать в отрыве до конца гонки, то группа предпринимает определённые действия и начинает перестраиваться, что бы ехать быстрее и не дать возможности для успешных атак из группы. Если же в отрыв пытаются отобраться гонщики не представляющие угрозу для основной группы, то их могут спокойно отпустить покататься какое то время в отрыве.

 

зевнуть — потерять на короткое время контроль над соперниками, в результате которого кто-то из гонщиков или целая группа гонщиков успевает реализовать атакующие действие и отъехать от группы.

 

формирование отрывапроцесс, который начинается с атаки и заключается в отъезде гонщиков, желающих отобраться в отрыв из пелотона и попытках сформировать слаженную совместную работу сменами, что бы двигаться быстрее пелотона и получить комфортный зазор по времени перед ним.

 

стабилизация отрыва — фаза жизненного цикла отрыва, когда гонщики успешно отъехали от основной группы, организовали совместную работу, а пелотон в этот момент решает, что отрыв не представляет угрозы на данном этапе гонки и решает не бросать все силы вдогонку отрыву и позволяет ему свободно ехать на некотором расстоянии впереди. В больших гонках пелотон обычно стремиться контролировать своё отставание от отрыва и держать его не больше 2-10 минут. Если отрыву удастся сделать большее преимущество по времени, то тогда он уже может иметь все шансы так и доехать до конца гонки впереди основной группы.

 

ликвидация отрыва — период гонки, когда основная группа решает что сформировавшийся отрыв уже вполне накатался впереди и начинает представлять опасность для остальных гонщиков, т.е. у отрыва появляется шанс уехать и не быть догнанным. Для ликвидации отрыва, команды, заинтересованные в ликвидации отрыва, начинают построения в пелотоне, выходят в голову группы и начинают поднимать общий темп группы и увеличивать скорость движения пелотона.

 

выставочный отрывотрыв, который не ставит себе задачей во что бы то ни стало выиграть у основной группы, а отъезжает от пелотона с целью показать себя, сорвать свою порцию оваций зрителей, показать спонсорские логотипы, немного напомнить о своём существовании.

 

полицейский — гонщик уехавший в отрыв, но не с целью убежать от основной группы, а с целью не дать возможность отрыву убежать от группы. Он не предпринимает каких то то активных действий по отношению к отрыву, поскольку это не допустимо с точки зрения правил, а просто не предпринимает активных действий по совместной работе в отрыве, снижая его эффективность

 

переложиться — успешно отъехать от одной группы и догнать в одиночку другую, впереди едущую группу. Переложиться из пелотона в отрыв - отъехать от пелотона и суметь догнать отрыв и остаться в нём. Так же как и переложиться из группетто в пелотон - суметь вернуться из отвала в основную группу

 

зависнуть — обычно это неудачная попытка переложиться, когда сил хватает только на то, что бы отъехать от своей группы, а догнать впереди идущую уже не получается и гонщик оказывается в одиночестве между двумя группами, на какое то время так и не приближаясь ни к одной из них

 

мостик — ситуация, когда кто-то из одной группы пытается переложиться в другую и в результате та группа, из которой отъехал гонщик, начинает ускоряться и тянется за отъезжающим гонщиком и постепенно сокращает расстояние до первой группы и иногда даже целиком догоняет впереди идущую группу. Либо когда кто-то из гонщиков зависает между группами, а другой перекладывается из отстающей группы вначале до него, а потом отъезжает от него и перекладывается до впереди идущей группы.

 

сидеть на колесетактика; ехать вплотную за другим гонщиком, экономя при этом силы на преодоление сопротивления воздуха, двигаться в аэродинамической тени от впереди едущего, что позволяет экономить большое количество сил.

 

везти в [купейном] вагонекомментаторский жаргон; плотно закрывать гонщика (капитана команды) от всех порывов ветра со всех сторон, как спереди, так и с боков и от случайных или специальных контактов с другими гонщиками в пелотоне

 

выпасть (высыпаться) из группы — не в состоянии поддерживать скорость группы, даже сидя на колесе у других гонщиков и в результате отстать от группы

 

высадить из группыдействие, обычно по отношению к кому либо конкретно; преднамеренно поднять темп основной группы настолько, что бы кто-то в ней не смог удержаться и выпал

 

просеять группу — поднять темп основной группы настолько, что бы высадить одновременно много гонщиков из неё и существенно сократить число гонщиков в основной группе

 

стрела, струна — формирование пелотона, когда темп группы настолько велик, что гонщикам становится очень тяжело ехать рядом друг с другом и весь пелотон старается сидеть друг у друга на колесе и выстраивается в длинную цепочку в одного.

 

стрелочник гонщик который выпадает из центра группы, в то время когда она выстраивается в стрелу, и из-за которого группа разрывается на части и образуется отвал

 

натягивать — поднимать темп группы из-за чего она начинает потихоньку выстраиваться в струну

 

раздача — активная совместна работа сменами группы гонщиков, чаще всего доместиков и развозящих, в голове пелотона с целью поднять темп, натянуть или просеять группу или с целью догнать и ликвидировать отрыв.

 

вертушка жаргонное, см. работа сменами

 

работа сменами - совместная работа нескольких гонщиков, когда каждый по очереди оказывается впереди группы, везя остальных на колесе, тратя больше сил на преодоление сопротивления воздуха, после чего, отведя короткий кусок времени, выходит следующий. Такое чередование, позволяет группе гонщиков двигаться быстрее с оптимальными затратами сил, чередуя для каждого период короткой интенсивной работы и более продолжительного отдыха и поддерживая высокий средний темп

 

везти группу — активно работать впереди группы

 

паровозпостроение; групповое командное формирование - вершина командной работы спринтерской команды, заключается в построение в одного друг за другом сильнейших развозящих доместиков перед своим спринтером, которого они вывозят на финиш и такой набор скорости на финише, что бы ни одна другая команда не смогла рядом организоваться своё построение или кто-то из группы не то что бы смог выехать вперёд, но даже выехать рядом на такой скорости не смог бы.

 

развоз (финишный, спринтерский) самая активная фаза раздачи, обычно в самом конце гонки или этапа гонки, когда впереди пелотона остаются уже только развозящие и спринтеры, которых они вывозят. Обычно развоз сопровождается построениями спринтерских паровозов впереди пелотона с целью занять выгодную позицию для своего спринтера на финише. В процессе развоза доместики, выполняющие роль развозящих по очереди работают с максимальной интенсивностью в голове пелотона в составе паровоза, но не сменами, а отведя на максимуме своих возможностей отрезок пути, отъезжают в сторону с тем, что бы следующий развозящий мог поддержать, или лучше, ещё больше поднять скорость паровоза и тоже потом уйти, постепенно оставив только одного спринтера перед самым финишем, давая ему возможность развить свою максимальную скорость.

 

нейтрализация (финишного времени генеральщиков) — отметка на спринтерских этапах за несколько километров до основного финиша, обычно за 3 км, в случае пересечения которой основной группой в виде одной цельной группы гонщиков и отсутствии впереди отрывов, всем гонщикам из этой группы даётся одно финишнее время за этот этап, даже в случае завала и схода гонщиков с этапа после этой отметки. Это делается для того, что бы генеральщики защищая стратегические задачи, своё время и позиции в генеральной классификации многодневной гонки, не старались финишировать вместе со спринтерами и после отметки нейтрализации могли спокойно доехать до финиша, не вмешиваясь в агрессивные и очень часто завалоопасные разборки спринтеров во время финишного развоза. Чем многочисленнее приезжает толпа на сам основной финиш спринтерского этапа, тем больше шансов на образование завалов в большой толпе и на большой скорости, а при отсутствии нейтрализации, все те, кто в первую очередь стремится сохранить свои позиции в генеральной классификации, будут вынуждены бороться в толпе спринтеров за секунды, что непременно спровоцирует давку и завалы.

 

Спринтеры обычно не борются за позиции в генеральной классификации, а соперничают между собой в номинациях за очки, которые даются не за секунды отставания, а за позиции на финише, таким образом, нейтрализация времени даёт возможность спринтерам на спринтерских этапах разбираться уже только между собой, в меньшей толпе в голове группы.

 

заколоться — получить прокол трубки или камеры колеса, проколоться

 

завал — падение в пелотоне или большой группе гонщиков, провоцирующее за собой падение других гонщиков, а так же образование заторов в движении и разрывов основной группы.

 

побывать в завале — стать участником завала, при этом можно и не получить повреждений и даже избежать собственно падения, но всё равно получить задержку и контакт с другими гонщиками

 

быть отсечённым завалом — попасть в затор, вызванный завалом впереди и хоть и не участвовать самому в завале, но не иметь на какое то время возможности объехать завал и двигаться дальше по гонке, т.е. находится в вынужденной остановке, в то время как часть группы, которая не попала в завал и находилась перед ней, продолжает двигаться по гонке.

 

завалить группу — стать автором завала, обычно это велосипедист упавший первым, либо чьи действия привели к падению других гонщиков. Чаще всего это не преднамеренные действия (падать никто не любит), как например потеря контроля над траекторией движения в виражах на большой скорости или при наезде на какое то препятствие (выпавший бачёк, собака, зритель и т.д.) или погодные условия (дождь, снег). В таких случаях гонщики, даже не смотря на высокую травматичность массовых завалов, не имеют друг к другу претензий, поскольку понимают, что такие случаи возможны и на сто процентов от них застраховаться нельзя.

Но когда завал происходит в результате опасных и неоправданных по риску атакующих действий гонщика, группа имеет к нему в таком случае много претензий, независимо от того, как он сам пострадал. Разборки в таких случаях не заканчиваются только выяснением личных претензий к гонщикам, а ещё и сопровождаются дисквалификациями и крупными денежными штрафами со стороны UCI в адрес автора завала.

 

мюзетта (фр. musette) — открытая сумка-мешок небольшого размера из тонкой ткани, одеваемая через плечо за единственную лямку, в которой в пунктах питания на дистанции спортсменам передают еду и питьё на ходу. Содержимое мюзетты чаще всего составляет пара бачков с питьём (вода, изотоники, электролиты), питательные батончики, энергетические гели, маленькие булочки с сыром, джемом или ветчиной. Форма сумки сложилась исторически и очень удобна, для того что бы спортсмен мог на ходу взять сумку, повесить её через плечо и взять всё нужное и после этого смотав её, выбросить на обочину, где она скорее всего сразу же будет подобрана как сувенир зрителями.

 

бачёк (велофляга) — ёмкость для питья велогонщика, обычно с клапаном в крышке, который позволяет гонщику открывать его и пить держа сам бачёк только одной рукой. Изготавливается из мягкого пластика, типа полиэтилена либо из биоразлагающегося пластика. Является одноразовым расходным материалом на крупной гонке и обычно после того, как заканчивается его содержимое выбрасывается гонщиком на обочину (и подбирается зрителями на сувениры). За один этап крупной многодневной велогонки уровня Тур де Франс, одна команда выкидывает до 200 бачков.

 

сосказначение 1: клапан бачка (велофляги), который открывается и закрывается обычно зубами и содержимое бачка выдавливается лёгким нажатием и высасыванием через этот клапан-соску.

 

сосказначение 2: ниппель камеры или трубки колеса, через который колесо накачивается

 

рогатка жаргонное название разделочного велосипеда из-за характерной формы руля

 

разделочный велосипед — специализированный велосипед для индивидуальной (ITT) либо командной (TTT) гонки с раздельным стартом. Конструктивно отличается от велосипеда для групповой гонки большей аэродинамикой и жёсткостью, формой рамы и типом руля, позволяющими спортсмену принимать самое аэродинамичное положение, практически лёжа на руле. Участие в любых групповых гонках на разделочном велосипеде запрещено регламентом UCI из-за того, что такой велосипед, рассчитанный на достижение максимальной скорости самим спортсменом, крайне небезопасен в плане управляемости при движении в группе

 

лежакжаргонное, велосипедный руль для индивидуальной гонки с раздельным стартом, который позволяет велосипедисту буквально лежать на нём руками, вытянув их вперёд.

 

насадка на руль — одна из форм названия лежака

 

кепи (фр. képi) элемент одежды; лёгкая велосипедная кепка с коротким козырьком, раньше была самостоятельным головным убором, сейчас одевается под шлем. Защищает от ветра и от перегрева на солнце. Сама по себе, как головной убор, является имиджевым элементом старой велосипедной школы (oldschool ака ретро) .

 

допер — велогонщик уличённый в явном и сознательном планомерном применении сильных допинговых препаратов, признавший этот факт, получивший наказание и вернувшийся в велоспорт по окончании срока дисквалификации. Допером например является Дэвид Миллар, выступающий в 2012 году за Garmin-Sharp. Он не отрицает фактов приёма допинговых препаратов в прошлом, а открыто говорит, что это было сознательное действие. Сейчас, после своей дисквалификации является одним из самых активных борцов против допинга и за чистоту спорта. Доперами не принято называть спортсменов дисквалифицированных за какое то разовое неосознанное применение по незнанию или у которых одна из десятков проб дала положительный тест на не сами стимуляторы, а на маскирующие препараты или мочегонные средства (диуретики), но тем не менее получивших дисквалификацию от допингового комитета.

 

доминаторжаргонное, велогонщик явно доминирующий во всех аспектах гонки и имеющий запас технического и физического превосходства над соперниками.

 

канибаллжаргонное; исторический эпитет; прозвище великого велогонщика Эдди Меркса, который в годы своих самых значимых побед выигрывал гонки с тотальным преимуществом, не оставляя ни малейших шансов своим конкурентам. В качестве сравнения применяется ингода к гонщикам, начинающим выигрывать гонки сериями с большим преимуществом

 

телегажаргонное; гонщик, едущий в хвосте группы, либо выпавший из неё, который в силу ряда причин не может уже поддерживать темп основной группы или группетто и потихоньку докатывается (тележит) до окончания гонки. Как и все другие определения, не носит никакого отрицательного оттенка. Обычно тележат позади всех командные гонщики, выполнившие свою часть тяжёлой командной работы и у которых уже не осталось сил на поддержание темпа основной группы.

 

радужная майкапривилегия; индивидуальная форма действующего чемпиона мира в той дисциплине, в которой проходит гонка, говорящая о его статусе в этом виде спорта. Радужная, потому что представляет из себя форму белого цвета с разноцветными полосками синего, красного, чёрного, жёлтого, зелёного цветов, символизируя таким образом интернациональность. Радужную майку в групповой гонке носит только действующий чемпион мира в шоссейной групповой гонке. В индивидуальной гонке с раздельным стартом и на на этапах с раздельным стартом в многодневных гонках радужная майка только у чемпиона мира в индивидуальной гонке с раздельным стартом.

 

Экс-чемпионы мира обычно имеют несколько небольших радужных полосок цвета радужной майки на рукавах обычной формы. Это допускается UCI и не имеет срока давности, как основная радужная майка, право обладать которой есть только у действующего чемпиона. Победители олимпийских игр не имеют по регламенту UCI никаких особых привилегий в форме и идентификации.

 

проклятье радужной майкикомментаторское суеверие, говорящее о том, что действующему чемпиону мира очень трудно или почти не возможно выиграть отдельные гонки или этапы в многодневной гонке, основывается однако на реальной тактической ситуации, когда весь пелотон, зная очень высокий уровень обладателя радужной майки строго контролирует любые его действия и старается не допустить его атак или максимально резко их ликвидировать. Таким образом, чем сильнее гонщик, тем сложнее ему выиграть гонку, потому что тем больше гонка превращается в поединок «чемпион против всех».

 

красный номернаграда: самый агрессивный гонщик; отдельный приз симпатий гонщику на каждом этапе за самую атакующую тактику. Чаще всего присуждается голосованием жюри спортсменам, которые больше других провели времени в отрывах

 

вращать сковородкужаргонное, то же что и карданить. В общем смысле пытаться ехать на большой звезде в системе, когда диапазона задних звёзд уже не хватает и нужно уже переключаться на меньшую звезду в системе спереди.

 

карданить, ломать карданжаргонное, вращать большую передачу с низким каденсом

 

подламыватькомментаторский жаргон, ехать не с очень низким каденсом, но с каденсом ниже нормального комфортного

 

каденсопределение; количество оборотов педалей в минуту, чем медленнее вращает велосипедист педали, тем ниже каденс. Нормальный, безопасный для здоровья каденс около 85-95 оборотов в минуту.

 

техничка — машина технической помощи команды, в которой едут обычно спортивный директор команды и механики. Машина имеет специальные быстросъёмные багажники на крыше, в которых везёт запасные велосипеды, отдельные запасные колёса для велогонщиков. Так же техничка везёт бачки с водой, питание, ветровки, куртки, туфли и прочее, что может потребоваться гонщику для быстрой замены в гонке.

 

караван техничек — движется в гонке после основной группы, за судейской машиной. Когда гонщику надо получить помощь прямо в процессе гонки, он опускается из основной группы в караван техничек и получает помощь на ходу. Когда гонщик уезжает в отрыв от группы и разница с основной группой составляет более 30 секунд, техничка имеет право обогнать аккуратно основную группу и следовать за группой отрыва. Техничек от одной команды может быть более одной, в этом случае вторые технички, если они не уезжают с отрывом или группетто, располагаются в самом хвосте каравана техничек, после всех основных техничек и других машин сопровождения.

 

В караване технички располагаются строго в порядке рейтинга команд и имеют рейтинговые номера на борту и командную расцветку. Когда гонщику нужна помощь прямо в гонке, он опускается в конец пелотона и голосует, тогда техничка его команды, поднимается из каравана и встаёт за судейской машиной, замыкающей пелотон, после того как гонщик получит необходимую помощь, техничка обязана вернуться на своё место в караване.

 

опуститься к техничке — перестроиться в пелотоне в самый его конец немного отъехать от него, для того что бы командная машина технической помощи могла не мешая другим гонщикам подъехать и оказать на ходу необходимую помощь.

 

фиктивный старт (фр. Départ fictif) — старт спортсменов из стартового городка со стартового створа. При фиктивном старте все двигаются до отметки нулевого километра одной группой за судейской машиной, которую запрещено обгонять.

 

реальный старт (фр. Départ réel) — даётся с отметки нулевого километра

 

стартовый створместо, где гонщики строятся перед началом гонки и откуда начинают движение за судейской машиной, после фиктивного старта. Расположен в стартовом городке.

 

нулевой километр — отметка начала гонки, с которой даётся реальный старт гонки с хода, обычно удалена от стартового створа на несколько километров, которые велосипедисты проезжают спокойным темпом за судейской машиной. Реальный старт гонки даётся отмашкой директора гонки из судейской машины, идущей перед пелотоном.

 

лимит временивремя, отставание от лидера, в которое должны уложиться гонщики что бы иметь право продолжить многодневную гонку на следующем этапе. В случае слишком большого отставания гонщик может быть снят с гонки на следующем этапе, т.е. не быть допущенным к старту следующего этапа

 

красный фонарьгонщик, замыкающий генеральную классификацию многодневной гонки, т.е. последний в генеральной классификации, кто укладывается в лимит времени. Несмотря на замыкающую позицию в генерале, само по себе проехать многодневную гонку и остаться в лимите времени - очень достойно

 

красный флаг (фр. drapeau rouge)отметка, обозначающая что остался последний километр до финиша, чаще всего в виде красного треугольного флага, подвешенного на перекладине ворот.

 

разделка (Individual Time Trial) — индивидуальная гонка с раздельным стартом, в которой каждый спортсмен стартует индивидуально друг за другом, через определённый период времени, и задача проехать дистанцию максимально быстро, т.е. за минимальный период времени. Езда на колесе, подъезд на ходу к техничке в такой гонке строго запрещены.

 

командная гонка (Team Time Trial) — тоже, что и разделка, но старт даётся не гонщикам индивидуально, а целиком командам, друг за другом через промежуток времени. Это гонка с раздельным стартом, в которой стартует вся команда сразу, и старается совместно, одной группой преодолеть дистанцию гонки за минимальное время.

 

групповая гонка — обычная шоссейная велогонка, в которой все гонщики всех команд стартуют одновременно (масс-старт) и выигрывает тот, кто приезжает на финиш первым.

 

апхил — гонка в гору, чаще всего представляет из себя разделку (ITT), в которой вся дистанция гонки проложена в постоянным набором высоты и финиш находится намного выше уровня старта

 

классическая однодневная гонка — старейшие традиционные велосипедные гонки, проводимые в течении многих десятилетий в формате однодневной групповой велогонки. Одни из самых тяжёлых однодневных гонок в ввиду того что имеют ряд специфичных традиций проведения, как например относительно большую протяжённость дистанции (200-250 км), так и зачастую большое количество участков, где асфальтовое покрытие отсутствует вообще, а вместо него есть участки с историческим архаичным брусчатым покрытием, либо специально для гонки восстановленным брусчатым покрытием.

 

многодневная гонка — гонка, которая проводится в несколько этапов, разнесённых по дням. Такой формат гонки даёт возможность спортсменам отдохнуть и восстановиться между этапами и пытаться предпринимать более активные действия на самих этапах, поскольку средняя протяжённость этапа многодневной гонки существенно меньше и составляет 120-200 км.

 

Этапы многодневной гонки часто имеют разный характер и разную специализацию, для того что бы больше по разному специализированных и более универсальные гонщики имели больше шансов на победу как на отдельных этапах, так и в общей генеральной классификации.

 

спринтерский этап — этап многодневной гонки, преимущественно с небольшим перепадом высот по дистанции с основным финишем по равнинной местности, позволяющим командам организовывать спринтерские построения и выигрывать этап специалистам спринтерам. На финише спринтерского этапа идёт розыгрыш очков спринтерской классификации.

 

горный этап — этап многодневной гонки в котором присутствуют несколько крупных горных перевалов и подъёмов к вершинам высокой категории с большим набором высоты и большим градиентом, позволяющим специалистам горнякам использовать своё преимущества хода в гору и организовывать успешные атаки и отрывы от группы, заканчивающиеся победой из отрыва. Победа на горном этапе даёт очки в горную классификацию.

 

этап с раздельным стартомразделка; индивидуальная гонка с раздельным стартом, проводимая в рамках многодневной гонки, в которой зарабатываемое гонщиками временное преимущество идёт в зачёт генеральной классификации

 

пролог — короткая разделка, обычно не более 7-9 км проводимая как первый этап многодневной гонки и по результатам которой формируется первая генеральная классификация. Часто даже пролог считают этапом, проводимом до первого этапа многодневной гонки, т. е. отсчёт этапов начинается уже после него, но тем не менее — это полноценный этап многодневной гонки.

 

транзитный этап — этап многодневки, когда его специализация не явно выражена в сторону спринтерского или горного, обычно идёт перед сложными и трудными этапами гонки. На таких этапах, зачастую, основная группа не предпринимает активных действий, экономя силы и восстанавливаясь перед предстоящим более трудным этапом. Как таковой строгой специализации в плане транзитного нет, обычно это тактическая ситуация по ходу самой гонки, когда течение этапа приобрета в составе /p доминатортелегамногодневную гонкует спокойный характер и гонщики без особых приключений докатываются до финиша.

 

генеральная классификациярейтинг; основной рейтинг гонщиков в процессе многодневной гонки, представляет из себя сумму индивидуального времени прохождения каждого этапа каждым гонщиком и в результате отставание по суммарному времени одних гонщиков от других по результатам всех этапов. Гонщик возглавляющий генеральную классификацию — это гонщик который потратил меньше всего времени на прохождение всех этапов гонки. Победитель генеральной классификации — это победитель всей многодневной гонки.

 

В процессе гонки, текущий лидер генеральной классификации получает специальную привилегию — право ехать этапы гонки в форме специального цвета, ярко выделяющегося из командной формы. При смене лидера генеральной классификации эта привилегия передаётся новому лидеру, никаких привилегий у гонщика потерявшего лидерство в генеральной классификации нет.

 

майка лидера генеральной классификациипривилегия; форма специальной, яркой и заметно выделяющейся расцветки строго определённого цвета, в которой едет текущий лидер генеральной классификации. Цвет формы является историческим для каждой конкретной гонки и хорошо заметен в общей толпе гонщиков в пелотоне.

 

Есть ряд исторически сложившихся расцветок маек лидеров гонки, так например для Тур де Франс традиционным считается ярко-жёлтый цвет майки, на котором на основном фоне кроме логотипов титульных спонсоров больше не присутствует ничего. Для Джиро де Италия цвет майки лидера — ярко-розовый, а для Вуэльта а Испания это красная майка.

 

Несмотря на то, что привилегия называется «майка», в яркий цвет окрашивается не только майка, но и велотрусы, шлем, очки, перчатки, носки, сам велосипед и всё на что хватит фантазии самих гонщиков.

 

жёлтая майкапривилегия; майка лидера генеральной классификации на многодневной гонке Тур де Франс.

 

розовая майкапривилегия; майка лидера генеральной классификации на Джиро де Италия

 

красная майкапривилегия; майка лидера генеральной классификации на Вуэльта а Испания

 

очковая классификациярейтинг; накопительный зачёт гонщиков в отдельных номинациях, помимо генеральной классификации, где идёт суммирование не времени отставания от лидера, а набор очков за победы на основных или промежуточных финишах. Очки начисляются за позиции на финише начиная от первого места и дальше по убывающей, таким образом не важно, с точки зрения очковой классификации, сколько один гонщик выигрывает у другого в секундах, важно на какой позиции он приезжает на финиш. Очковые классификации бывают спринтерскими, горными.

 

спринтерская классификациярейтинг; очковая классификация лучшего спринтера на многодневной гонке, возглавляет которую гонщик набравший максимальное количество очков на спринтерских основных и промежуточных финишах. В зависимости от категории финиша очки получают несколько первых гонщиков на каждом финише, по убыванию, т. е. больше всех получает гонщик выигравший спринтерский финиш, остальные по убыванию в зависимости от занятой позиции

 

спринтерская майкапривилегия; форма специальной расцветки, которая выделяет лидера спринтерской очковой номинации. На Тур де Франс имеет зелёный цвет.

 

горная классификациярейтинг; очковая классификация лучшего горняка на многодневной гонке. Так же как и в спринтерской классификации возглавляет её гонщик набравший по ходу гонки максимальное количество очков в горной номинации.

 

В горной номинации присутствует строгая классификация категорий вершин и перевалов, по убыванию: особая категория, высшая категория, первая, вторая третья и четвёртая категории.

 

SC (особая категория) — одна вершина на всю многодневную гонку, на ней даётся максимально возможное количество очков за одну отдельно взятую победу. Обычно это самая трудная, высокая, продолжительная вершина (или перевал) на гонке, но не обязательно. Этап, в котором присутствует гора особой категории имеет особый статус «королевского горного этапа»

 

HC (высшая категория) — несколько, обычно 2-4 вершины за всю многодневную гонку, иногда больше. Гора высшей категории, может быть и выше и труднее горы особой категории, но статус её тем не менее ниже и очков начисляется меньше чем за гору особой категории. Так же как горы особой категории, горы высшей категории могут давать статус «королевского горного этапа» этапу многодневной гонки, но не обязательно. За победу на основном или промежуточном финише на горе высшей категории может даваться до 25 очков в горную классификацию.

 

C1 (первая категория) — следующая по убыванию категория горной вершины, присутствует чаще чем HC и за победу даёт 20 очков в горную классификацию

 

C2, C3, C4 – горы и перевалы второй, третьей и четвёртой категории. Гора четвёртой категории даёт только 1 очко в горную номинацию только одному гонщику.

 

горная майкапривилегия; форма специальной расцветки для текущего лидера горной номинации. На этапах Тур де Франс это форма белого цвета в крупный красный горох (polka-dot).

 

горный корольжаргонное; лидер горной классификации

 

промежуточный финиш — это промежуточная отсечка на трассе этапа многодневной гонки, на которой разыгрываются очки спринтерской или горной классификации. Тип промежуточного финиша: спринтерский или горный не зависит от типа самого этапа и один промежуточный финиш всегда даёт очки только в одной номинации. Так промежуточный спринтерский финиш даёт очки в спринтерскую номинацию, промежуточный горный финиш — в горную.

 

Промежуточных финишей на одном этапе может быть много, обычно все крупные перевалы и подъёмы являются промежуточными горными финишами. Так же может быть 1-2 промежуточных спринтерских финиша. Промежуточный финиш никак не влияет на позицию в генеральной классификации. После прохождения промежуточного финиша гонка продолжается до тех пор пока не достигнет основного финиша.

 

летучий финишжаргонное; промежуточный спринтерский финиш

 

combativity classification — классификация самого агрессивного велогонщика, присуждается на каждом этапе отдельно, обычно не является накопительной. см красный номер.

 

белая майкарейтинг, привилегия; отдельная номинация внутри генеральной классификации, для молодых гонщиков. Считается как генеральная классификация, но только для гонщиков до 23 лет.

 

бонификация — дополнительное преимущество в виде присуждаемых секунд лидерства в генеральной классификации за победы на этапах многодневных гонок. Присуждается на отдельных многодневных гонках и может отсутствовать вообще.

 

пункт питания — пологий и широкий участок трассы, обычно с небольшим набором высоты по ходу, где гонщикам передают питание в мюзеттах. Чаще всего располагается ближе к середине дистанции

 

санитарная остановка — остановка отдельных гонщиков для справления естественных нужд во время гонки, обычно по общей договорённости в пелотоне происходит снижение скорости и группа катится более спокойно, что бы все кому надо пописать успели это сделать и вернуться в группу. Сам пелотон в целом не останавливается, просто продолжает двигаться более спокойным темпом.

 

ловушка для генеральщиковжаргонное; сложный этап или часть этапа многодневки где в случае успешной атаки можно выиграть не много, но в случае неудачи проиграть очень много. Чаще всего это сложный горный этап с чередой вершин высокой категории.

 

асфальтовая болезньжаргонное; последствия падений, раны, ушибы.

метлатермин; машина, чаще всего большой автобус, который замыкает весь караван, движется позади всех машин и подбирает гонщиков, которые не могут по каким либо причинам продолжать гонку, т.е. уже сошли и которым не может оказать помощь техничка команды.

field_vote: 
ваша оценка: Нет (14 votes)
Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Дополнения, пополнения и комментарии приветствуются. Синтаксис правится, знаки препинания расставляются.

Gek
Offline
Регистрация: 12.02.2009 - 20:29

Полезный словарь! Много новых слов в голову, и среди них самое вкусное "мюзетта".

Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

Есть еще над чем в плане грамматики поработать.

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Подумал и дописал ещё десятка полтора терминов.

Сергей, ты как обычно ничего конкретного в плане грамматики не высказал.

Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

Я могу поправить, если Максим не возражает.

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Ну я пишу и правлю в отдельном файле, а сюда вставляю уже готовый текст, так что лучше поправь, что считаешь ошибками в отдельном файле и обязательно выдели цветом, например красным. Файл я прицепил как вложение самому сообщению, после исправления можешь приципить туда же исправленный.

Gek
Offline
Регистрация: 12.02.2009 - 20:29

Редактирую этот не русский текст. Уже пятая страница из двадцати. Адский труд!

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Мне почему то кажется, что у нас будет минимум три разных словаря :)

Offline
Регистрация: 20.01.2007 - 21:13

Я магу атредоктировать биз всяких славарей!!!

Offline
Регистрация: 17.05.2011 - 23:58

Здеуай это пуауийна

Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

Пусть Гек правит. Он филолог.
За ним если найду ошибки, то скажу.

Offline
Регистрация: 14.02.2012 - 19:51

Интересно ознакомиться с велошоссейной терминологией, спасибо.

Gek
Offline
Регистрация: 12.02.2009 - 20:29

Осилил половину. Вторую часть исправлю завтра. http://yadi.sk/d/6Afm-7UhaDnA

Offline
Регистрация: 06.07.2006 - 21:36

Игорь. Правь еще раз.
В контексте есть слова "также". Ты каждый раз пишешь "Так же". Ну, и запятые...

Ну и, наоборт - ты пишешь "тоже, что и доместик", а надо раздельно..

Далее - "Не смотря на" - писать раздельно можно, только если последует противопоставление.
 В общем, слабенько пока. 

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

У меня нет доступа на дропбокс, яндексдиск и прочие файлоресурсы.

Offline
Регистрация: 28.05.2012 - 00:13

Большое спасибо за словарик! С ним Вуэльту 2012 смотреть гораздо интересней :)

Offline
Регистрация: 06.06.2011 - 10:21

Макс, спасибо огромное! Очень интерестно было почитать, час рабочего времени убил =) . 
Все больше и больше хочу шоссер =).

Offline
Регистрация: 07.08.2006 - 23:01

Поучаствовать всегда интереснее, даже после короткой гонки начинаются бурные обсуждения типа "этот вообще отсиделся и только в конце вышел", "я отвалился когда вот этот вот натянул", "два раза в отрыв пытался уехать, ловили!", "а, [нехорошие люди]! перекрыли мне траекторию на финише во время развоза!" и т.д. :)

Gek
Offline
Регистрация: 12.02.2009 - 20:29

Иллюстрация к "Словарю...": https://plus.google.com/103853172034924857293/posts/MaMz1MT9ZPg